Бурятия — солнечная околобайкальская республика. У здешнего народа, как и у многих других, есть свои традиции — одни остались в далёком прошлом, другие до сих пор соблюдаются и почитаются. Особенно бережно хранят те из них, которые связаны с семейными ценностями и наследием предков. Потому заключение брака — одно из важнейших событий в жизни местных мужчин и женщин.
Свадьба — не просто застолье, бесконечные тосты и нелепые конкурсы, а обряд, состоящий из нескольких ступеней и формировавшийся столетиями. Предлагаем окунуться в эту атмосферу и узнать, как всё устроено, — добро пожаловать на торжество восточного народа. К Аюру и Сэсэг (мы их, конечно, выдумали).
Прошу вашего благословения
Раньше всё решали родители. Женитьбу планировали семьями, ещё когда дети лежали в люльках. Так можно было закрепить дружбу родов и заодно сэкономить на выкупе за невесту.
Но это осталось в прошлом. Наши Аюр (в переводе с бурятского "жизнь") и Сэсэг ("цветок") познакомились, допустим, в кафе — полюбили друг друга, и в один из дней, как и полагается, случилось предложение с букетом и кольцом.
Следующий шаг — разрешение родителей. Парень приводит возлюбленную в дом, чтобы к ней присмотрелись, поспрашивали её о всяком и дали добро.
Затем назначается дата сватовства (худа оролсохо) — время, когда будут ставить хадак (ритуальный длинный шарф). День выбирают тщательно — обязательно согласовывают в дацане. Оговаривают число гостей с обеих сторон и начинают хлопотать.
Близкие жениха должны подготовить презенты родным невесты — обычно они заранее уточняют предпочтения, возраст, размер одежды и другие тонкости. Плюс собирают корзину с угощениями, которую преподнесут к столу: вино, конфеты, печенье, молоко, мясо и другие вкусности.
Отдадите ли нам красавицу Дангину?
В дом Аюра съезжаются близкие — только мужчины: друзья, братья. И не абы сколько — нечётное количество. Обязательно приглашают дядю и старейшину, который следит за соблюдением традиций. После того как собравшиеся поедят и выпьют (всё это длится буквально пару часов), едут в дом к Сэсэг. Все, кроме жениха и его отца — им не положено. Да и невеста в происходящем в этот день не участвует.
По пути гости останавливаются в святых местах, чтобы побрызгать духам. Когда переступают порог, первым делом идут к алтарю. Как правило, он располагается в главной комнате: в цeнтpe — изoбpaжeние Бyдды, горит свеча, а по бокам — картины xpaнитeлeй (caxюycaнoв). Туда кладут подношения, молятся и начинают мини-представление. Происходит примерно следующее:
Родители невесты: "Зачем к нам пожаловали?"
Старейшина: "Мы проезжали мимо и узнали, что здесь живёт замечательная девушка, благородная и хозяйственная, каких свет не видывал. Вот и решили заглянуть на огонёк да сосватать за нашего бравого парня".
Родители: "Что-то плохо вы подготовились — подарки не так хороши, как наша дочь".
Не подумайте, хозяева не хотят обидеть гостей, а лишь испытывают их — смотрят, вспыльчивый ли характер. Не увидев ничего плохого и убедившись в воспитанности, прибывших приглашают к столу. Разбирают корзину с угощениями, расспрашивают про Аюра, кормят и поят досыта, а к десерту соглашаются отдать дочь замуж. Договор скрепляют бокалами вина. И не только.
Затем в дело вступает тётушка невесты. Она приносит поднос и просит пришедших покрыть всё, что на нём лежит: золотые украшения золотом, серебряные монеты серебром, купюры — купюрами. Мелочиться тут нельзя. Начинают обычно с 50–100 рублей, но дойти может до сотен тысяч.
Семья Сэсэг дивится богатству сватов и уносит собранное к алтарю — после ухода гостей деньги считают и откладывают на торжество.
Дату свадьбы (болзор абаха) выбирают в этот же вечер — её тоже нужно согласовать в дацане. Месяц обычно называют старейшины. Считается, что нежелательно расписываться в январе и феврале: в первый месяц года обряды под запретом, а второй не жалуют, потому что короткий — мол, и совместная жизнь будет такой. Хороший знак — обручиться летом или осенью, в новолуние или полнолуние. Существует поверье, что тогда молодые будут всегда сыты, а беды обойдут их стороной.
Сундук с сокровищами
Наступает очередь близких Сэсэг. Они приходят в гости — говорят напутствия и приносят подарки, чтобы девушка ушла в другую семью не с пустыми руками. Взамен получают белую пищу.
Всё складывают в сундук: строго по углам ставят бутылки с водкой (можно с молочной — тарасуном), следом кладут ложки, вилки, презенты родственникам жениха и что-то съестное, чтобы невеста смогла накрыть на стол. Отдельно готовят постельное бельё. Затем начинается обряд хүнжэлэй бүреэдэhэн, в котором участвуют только замужние дамы с хорошей репутацией и здоровыми детьми.
Цель — пришить платок с деньгами к одеялу. По очереди каждая отпивает молоко, произносит пожелание и делает три стежка. Аккуратно, цельной нитью, без узелков. Последняя завязывает крепкий-прекрепкий бантик, закрепляя всё сказанное. После полотно берут в руки и встряхивают, читая молитвы. Благодаря этому у пары будет счастливый брак.
За молодых
Наступает день, когда можно поставить подписи и сказать "да" в ЗАГСе. Но традиции на этом не заканчиваются.
До полудня к Сэсэг приезжают родные, чтобы отвезти её в дом Аюра — передать в его семью. Родные жениха разводят костёр и встречают с хадаками. Все усаживаются, обмениваются добрыми словами и приносят подношения божествам — как правило, брызгают молоком. В это время жених просит духов признать его частью рода невесты. После все отправляются пировать.
Банкет прерывают родственницы невесты — они идут в спальню, чтобы застелить постель новым бельём. Затем близкие Аюра гладят простыню и одеяла, произнося наилучшие пожелания будущей семье.
Празднование продолжается. Конец объявляет старейшина — все гости должны покинуть дом, никто не остаётся ночевать.
Ломятся столы
Даже если свадьба проходит в ресторане, в меню стараются добавить что-то традиционное: бухлеор (суп из баранины), буузы, саламат (варёная сметана). Но самыми почётными считаются блюда хоторгойн шуhан (кровяная колбаса) и тоолэй (варёная баранья голова).
На последнем перед подачей делают надрезы: треугольник на лобной части, за ушами, по бокам и на щеках — штук эдак 5–7. После ставят на большую тарелку и, окружив рёбрами, преподносят главному свату. Колбасу же отдают сватье.
Невеста угощает или бэриин сай
На следующий день семья мужа приходит в дом Сэсэг. Девушка накрывает на стол, заваривает и разливает всем чай, попутно слушая похвалу от каждого. Тогда же открывают ларец с приданым — достают оттуда всё съедобное и дарят подарки родным Аюра. Строго по старшинству.
После в ход идёт то самое одеяло с платком и деньгами — тётушка Аюра должна распустить пришитое по часовой стрелке, говоря пожелания новоиспечённой семье. Главное, чтобы ничего не зацепилось и не порвалось, иначе это знак, что на пути у супругов будут трудности.
Монеты и купюры могут потратить на продолжение банкета или отложить в копилку. Полотна аккуратно складывают, а нить сохраняют — ею нужно будет перевязать пуповину первого ребёнка.
На этом свадьба — всё. Важно знать, что такие традиции присущи не всем бурятам — в каждом районе этот обряд могут проводить по-своему: у одних не принято выносить сватам поднос, другие ездят свататься в национальных костюмах, а третьи ко всему прочему устраивают басаганай наадан — своего рода девичник, когда гуляет только сторона невесты. Но абсолютно везде к заключению брака относятся серьёзно и не забывают хоть как-то отдать дань уважения предкам.