Москва. Федеральный

Как стать президентом Франции

Пошаговая инструкция от Эрика Земмура

— Во Франции мы ведём себя как французы, в Марокко — как марокканцы. 

— Но я так и поступаю, я француженка.

— Нет, вы не ведёте себя как француженка. 

— Я свободна, носить платок — мой свободный выбор. 

— Нет, вы не свободны. Одежда — это политическое оружие. Вы сверяете свою жизнь с исламом. В Мекке вы ведь не надели бы мини-юбку. 


Франция, коммуна Дранси. Женщина-мусульманка одета в платок, покрывающий её голову. Низкорослый мужчина, который объясняет ей, что она не совсем француженка, говорит быстро и нервно, сопровождая свои слова такими же резкими отрывистыми жестами. Вокруг столпились прохожие, всё это снимают журналисты. Он — писатель и журналист, за несколько месяцев ставший кандидатом номер один после Макрона на будущих выборах. Его зовут Эрик Земмур. 

Выходец из семьи алжирских эмигрантов с самого начала был для французской общественности enfant terrible, концентрированным провокатором и трикстером. Его называли сексистом, шовинистом, антисемитом, фашистом (в том числе расистом, разумеется) и противником самых светлых достижений либерального общества. Ещё год назад никто не мог себе представить, что даже не объявив о своем выдвижении в президенты, этот человек-парадокс триумфально войдёт в большую политическую игру.

А чтобы понять, как у него это получилось, составим пошаговый план превращения законченного аутсайдера в потенциального президента. 

Шаг I. Не изменяйте идеалам.

Эрик Земмур

“Французское самоубийство”

“Франция — больной человек Европы. Экономисты оценивают потерю её конкурентоспособности. Эссеисты обсуждают её упадок. Дипломаты и солдаты молчаливо жалуются на потерю её стратегического статуса. Психологи вовсю трубят о её пессимизме. Соцопросы измеряют её отчаяние”.

Эрик родился в 1958 году в семье алжирских евреев. Эмигрантов, переехавших в пригород Парижа сразу после того, как на их родине началась война. Из ещё тогда колонии в столицу метрополии. И этот факт — краеугольный камень не только его имиджа, но и исторических взглядов, и политических пристрастий. 

В своем эссе Le suicide française (Французское самоубийство) Земмур буквально набрасывается на два столпа легитимности нынешних французских элит: революцию 1789 года и события 1968 года. Но если для большинства интеллектуалов эти даты — источник смыслов и надежд, для Эрика это крах, кризис и упадок. 

Он уверен, что “прогрессивное” сообщество отбрасывает всё, чего сумела добиться Франция до этого. Революции и мятежи, по Земуру, подрывали сам государственный фундамент, обрекая страну на упадок, войну, разруху. И каждый раз из этой смуты выходили люди, которые смогли понять истинную природу традиции и восстановить французское величие. Речь идёт о Наполеоне I Бонапарте и генерале Шарле де Голле.

В любви Земмура к Наполеону можно обнаружить и биографические мотивы. Чужак, алжирец, потомок эмигрантов легко понимал корсиканца, выходца из незнатных слоев, до конца жизни говорившего с акцентом.

Но Наполеон стал первым императором французов, отцом нации. Начав как революционный генерал, он восстановил монархию и государственный престиж. Корсиканец и выскочка стал синоним Франции, объединив разрушенные революцией традиции с современными решениями.

Де Голль сделал то же самое после Второй мировой войны, войны за независимость между Алжиром и Францией (напомним о происхождении Земмура). Именно де Голль завершил “Красный май” 1968-го. Именно его партия сразу после этих событий с отрывом победила на парламентских выборах. 

Итак, логика Земмура проста: суверенитет против упадка. Французская идентичность против абстрактных и универсальных либеральных концепций. 

Из этого растут его взгляды на женский вопрос. После публикации эссе Le premiere sexe (Первый пол) (с прямым намёком на сочинение “Второй пол” феминистки Симоны де Бовуар) к Эрику прилип устойчивый ярлык сексиста. Он критикует феминизацию французских мужчин, которым общество настойчиво отказывает в возможности проявлять их мужественность. Единственные, по его мнению, кто сохраняет эту витальность, кого не касается тирания общественного мнения, — мужчины-мигранты. Они сохраняют энергию и силу, которой лишаются французы. 

Эрик Земмур

Дебаты с Бернаром-Анри Леви

“Вы говорите о том, что нужно помочь афганским женщинам. Мне тоже очень жалко афганских женщин, но меня они не волнуют”

С мигрантами всё тоже достаточно логично. Земмур утверждает: если ты не хочешь становиться французом, то в стране тебе не место. По его мнению, любой мусульманин — уже представитель другой цивилизации. Ведь ислам — политическая религия, она не оперирует понятиями государства и свободы. В ней ключевые концепты — это всемирная умма (община) и подчинение. Земмур, например, предлагает запретить все исламские (а шире — не французские) имена и запретить ношение исламской одежды в публичных пространствах, ведь это — политический акт. 

И, наконец, какой же может быть суверенитет без борьбы с глобализмом. Для Земмура структуры, ограничивающие самостоятельность Франции и сковывающие её пространство для маневра — вредные структуры. Он говорит о выходе страны из НАТО и о выстраивании международной политики на базе сепаратных альянсов. А больше всех ему нравится идея альянса с Россией — примерно как было у Александра I и Бонапарта до вмешательства Англии.

Земмур отстаивал эти идеи из раза в раз. Подвергаясь насмешкам, критике и всеобщему ехидно-гуманистическому порицанию. Отстаивал, когда его идеалы напрямую противоречили общим представлениям. Не изменил им и тогда, когда многие французы увидели в них спасительную соломинку.

Шаг 2. Никаких компромиссов, только борьба.

Эрик Земмур

“Франция ещё не сказала своего последнего слова”

“Я ещё не знал, что писатель достигает статуса “интеллектуала” только в том случае, если он — левый, и что он  будет низведён до печально известного звания “полемиста”, если он осмелится нарушить правила идеологическое приличия”



Марин Ле-Пен

об Эрике Земмуре

“Из него вышел бы отличный премьер-министр”

Встреча с читателями и единомышленниками. Член партии “Национальное собрание” и мэр небольшого городка умоляет Земмура объединиться с Ле Пен ради общего блага. Услышав это, Эрик только усмехается. Толпа даёт понять, что она об этом думает: свистит и заходится неодобрительным гулом.

Он не шёл на компромиссы во время своей литературно-медийной карьеры, и не будет идти на политические союзы. И в этом сила его образа. Да, его взгляды могут считаться одиозными, но в искренности ему точно не откажешь. А когда ты вечно “один против всех”, то над тобой автоматический образуется ореол пророка. 

Надо отдать должное, марку “полемист” (именно так его называют чаще всего) держал всегда хорошо и никогда не позволял обыграть себя риторикой. Пусть и за счёт провокации, эпатажа и язвительности.

“Я хотя бы анализирую политику, а не сплю с политиками”, — заявляет он журналистке на одном из эфиров. “Простите меня, что я читал книги”, — отвечает он ведущему, попросившему его не цитировать “Мысли” Паскаля. “Конечно, вы не понимаете, ведь для вашей среды это — норма”, — возражает он актрисе, сказавшей, что недоумевает, как кто-либо может выступать против ЛГБТ-браков. 

Из раза в раз любое телевизионное шоу с участием Земмура перерастало в перепалку, конфликт, скандал. Но Земмур упорно продолжал говорить то, что говорил всегда. Он не отказывался от дебатов, более того, складывается ощущение, что он готов дебатировать всегда, везде и со всеми по любым поводам. Бернар Анри-Леви или Жан-Люк Меланшон (лидер социалистов) — совершенно неважно. Но может ли такая непримиримость принести политические очки? Ведь политика — это искусство возможного, искусство компромиссов. Оказывается, может. 

До намёков на участие Земмура в президентских выборах основным конкурентом Макрона считалась Ле Пен. Она всегда занимала правую нишу, стягивала националистические и консервативные голоса. Но она дискредитировала себя. Постепенным изменением позиций, попыткой лавировать между умеренными и радикальными избирателями. Негативный шлейф системного искусственного политика закрепился за лидером “Национального собрания”.

Именно поэтому искренний и эмоциональный Земмур, годами занимавший статус “одного воина в поле” и обошёл её. Ведь если те, кому мы доверяли, себя дискредитировали, может быть, настало время тех, к кому мы относились с недоверием? Как минимум они не обманывали наших ожиданий. 

Шаг 3. Не спешите. Дождитесь подходящего момента.

Эммануэль Макрон

“Речь идёт о том, чтобы вместе создать организацию, которая разрешит нам построить просвещённый ислам в нашей стране”

Мишель Уэльбек

“Исламофоб ли я? Вероятно, да”.

В романе “Покорность” известного писателя Мишеля Уэльбека, вышедшем в 2015 году описываются выборы президента Франции 2022 года. Те самые, которые вот-вот должны состояться. Главные противоборствующие силы в этом произведении: радикалы-идентаристы (правое политическое движение) и умеренные исламисты. Из-за одряхления общеевропейских ценностей (или уже полного их отсутствия), из-за того, что Земмур и называл “французским самоубийством” в Елисейский дворец входит кандидат от исламской партии. Постепенно трансформируется и вся Франция.

Долгие годы то, о чём писал Земмур, не стояло в центре политической повестки. Правые и националисты занимали отведённую им небольшую электоральную нишу. Но сегодня для них наступил подходящий момент. 

Теракт в Шарли Эбдо вытолкнул во второй тур выборов 2017 года Ле Пен. А в 2020 году на всю страну прогремело убийство учителя Самюэля Пати за демонстрацию карикатур на пророка Мухаммеда. Всё это — на фоне миграционного кризиса и образования мигрантских гетто, в которые страшно заходить даже полицейским. Добавьте сюда протесты жёлтых жилетов,  коронакризис и строгие ограничения, от которых у французского электората накапливается усталость, разочарование в элитах, неспособных этому противостоять. Пророчество Уэльбека сбывается: основным расколом на выборах 2022 года станет идентичность. 

И вот уже Эммануэль Макрон говорит о контролируемом “просвещённом” исламе, которым нужно заместить “иностранный” ислам. И вот уже с подачи Макрона принимается закон об исламском сепаратизме. И вот уже четыре первые строчки президентского рейтинга занимают либо правоцентристские, либо правые политики.

Успех Земмура во многом объясняется тем, что он вышел на арену вовремя. Тогда, когда запрос на несистемного, противоречивого и даже радикального политика сформирован и устойчив. Тогда, когда спрос на его идеи близок к максимальному. Медианный избиратель Франции: а) сильно поправел; б) устал. 

А Земмур умеет ждать. Он всё ещё держит интригу и говорит, что пока не решил, идти ему в президенты или нет. Главное — дождаться подходящего момента. 

Возможно, этот человек не победит Эммануэля Макрона. Возможно, как считают многие критики, это всего лишь промоакция его новой книги. Но то, что за два месяца правый радикал еврейского происхождения из эмигрантской среды вышел на второе место после действующего президента и обогнал мастодонтов Республики — это явление. Слишком знаковое и любопытное, чтобы его игнорировать.