Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Сайт, который мешал нормально жить: история AllOfMP3

Как из-за одного проекта с пиратской музыкой Россия могла не вступить в ВТО

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjQtMTItMjgvZjZjOTU3MzItNGRmOC00ZWIwLTk5ZTEtNDY5YTRmY2I1ZWRhLnBuZw
Следите за нашими новостями в удобном формате
Mash.ru вПерейти в Дзен

Цифровое пиратство до сих пор остается частью современного информационного общества. Несмотря на наличие легальных площадок с лицензионным контентом, люди продолжают бороздить цифровые моря торрентов. Прецеденты, когда пираты представали перед законом и получали сроки, были по всему миру — в том числе и в России. Одним из таких примеров является история сайта AllOfMP3.

О том, как будущий член Правительства Российской Федерации создал сайт, существование которого чуть не стоило стране вступления во Всемирную Торговую Организацию, мы и расскажем в этом материале.

Краткая история музыкального пиратства в России

Впервые о проблеме пиратства заговорили ещё в Российской империи в конце XIX века. На эту проблему обратил внимание российский предприниматель немецкого происхождения Рихард Якоб. Он владел студией звукозаписи на Петровке (первой в России, на секундочку) и имел контракты с кучей топовых артистов того времени. Рихард начал замечать низкое качество валиков, которые ему возвращали покупатели, и после проверки понял, что кто-то «копирует» записи с оригинального носителя и перепродает их другим людям подешевле.

Каталог Рихарда Якоба
Каталог Рихарда Якоба

Якоб пытался противостоять преступникам и даже обращался в полицию, но ничего не помогало. Тогда Рихард опубликовал первый в истории российской музыкальной индустрии антипиратский манифест. В нём Якоб писал о необходимости покупки его официальных валиков, так как они признаны лучшими в стране и не страдают от множества проблем подделок вроде плохих материалов.

Чистые валики я имею исключительно только заграничного производства, но никак не русские, которые хотя и дешевле, но намного хуже, так как они сделаны из не совсем чистых материалов и попадается даже песок, который портит сапфир и при передачи производит шум.
— Рихард Якоб

Манифест не изменил ситуацию, и Якоб решил самолично разобраться с преступниками, но для него этот разговор закончился внезапной кончиной в своём же офисе. Тогда компания была передана по наследству жене Ольге и сыну Павлу, но внезапно Ольга исчезла с деньгами, а фирма обанкротилась. Полиция пыталась разыскать вдову, но поиски не привели к успеху, а по Москве распространились слухи о «шапке-невидимке», которой воспользовалась Ольга, дабы сбежать с наследством.

Уже в начале XX века весь мир был ошарашен новым изобретением — граммофоном. Чудо техники стремительно набирало популярность в России, и на это обратил свой взор музыкальный критик Ипполит Рапгоф. Рапгоф устраивал граммофонные концерты с записями Шаляпина и Собинова, и однажды ему посчастливилось поработать с Анастасией Вяльцевой — звездой оперы и эстрады, настоящей Тейлор Свифт своего времени. В студии Вяльцева исполнила свои лучшие хиты, а после выдала «подписку» о передаче исключительных прав на продажу своих романсов Ипполиту Павловичу.

Анастасия Вяльцева
Анастасия Вяльцева

Рапгоф ждал, что на него хлынет волна денег, как вдруг увидел в продаже пластинки с теми же романсами Вяльцевой, но под лейблом другой фирмы. Тогда критик подал в суд не только на преступников, но и на саму Вяльцеву, утверждавшую, что права на эксклюзивное распространение песен Рапгофу она не давала (что позже было опровергнуто снимком расписки с подписью певицы). Дело тянулось несколько лет и кончилось ничем, так как в Российской империи просто не было соответствующих законов. Лишь в 1911 году был принят закон о защите авторских прав, но из-за Октябрьской революции и национализации он утратил свою силу.

Говоря про пиратство в Советском Союзе, оно началось в 50-х годах. Тогда правительство СССР ужесточило цензуру, следило за тем, что слушает народ, а также запрещало многие произведения — от музыки советских эмигрантов (считались предателями Родины) до песен по типу «Враги сожгли родную хату» (считалась неподходящей для народа-победителя). Даже джаз, популярный в годы Великой Отечественной войны, был запрещен и считался паразитом, мешающим развитию социализма.

Однако люди находили способ слушать хиты Элвиса Пресли и Луи Армстронга. В те годы были очень популярны «буги на костях» — сделанные из рентгеновских снимков пластинки с записанными песнями (смотрели «Стиляг» Тодоровского?). Были и другие способы получения «запрещёнки» вроде приезжавших в Москву туристов, но увлечение западной культурой грозило советским гражданам даже уголовными статьями.

Те самые «буги на костях»
Те самые «буги на костях»

При этом утверждать, что в Советском Союзе положили болт на авторское право, было бы неправильно. В 1962 году был принят закон, по которому все работы защищались авторским правом на протяжении 25 лет, а авторы могли получать авторские отчисления. Но закон не распространялся на зарубежные произведения, если они не были созданы на территории СССР, плюс автор мог получать отчисления, только если его работа проходила через госинстанции. Всё изменилось в мае 1973 года, когда страна вступила в Конвенцию об авторском праве. После этого в страну начали официально поступать песни ABBA, The Beatles и Дэвида Боуи — всё благодаря фирме «Мелодия», которая активно закупала лицензии на выпуск иностранной музыки.

1/3
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjQtMTItMjgvYzJmMGJjODktYTE1Yi00OTEwLTg5MzMtOThlMzQyMzhlMTEzLmpwZWc
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjQtMTItMjgvMzYxNzIwODUtNjgzZS00OTE3LTkyM2EtMmEwODcxMWM4MGJjLmpwZWc
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjQtMTItMjgvNmRhNTk2MzItNDdlMS00MjE4LWEzZDAtN2EzYjA5ZjAwZDkxLmpwZWc
Легендарные обложки «Фаргуса»

Всё снова изменилось после распада СССР. В середине 90-х Россия вступила в Бернскую конвенцию, считавшуюся главным международным соглашением в сфере авторского контента, однако это не мешало народу смотреть кассеты с «гнусавым» переводом и играть в игры от «Фаргуса». Несмотря на наличие лицензионной продукции вроде фильмов от «Варус-Видео» и «Екатеринбург Арт», музыки от «Союза» и игр от «Акеллы». Просто они стоили слишком дорого, и вместо лицензии люди предпочитали пиратскую продукцию из-за её дешевизны и доступности. Уже в двухтысячных с активным развитием интернета стали появляться сайты с пиратским контентом — от «Флибусты» до RuTracker'а, и именно здесь начинается наша история.

Времена «Весёлого Роджера»

Сайт AllOfMP3 был запущен в 2000 году компанией Mediaservices, Inc. (ООО «Медиасервисез»). Компанию основал Иван Фёдоров через фирму из Кипра (согласно статье Time), а офис её располагался на Планетной улице в Москве. Тогда первым генеральным директором компании назначили Дениса Квасова, и помимо него в компании работали Вадим Мамотин (стал гендиром после ухода Квасова в 2005 году) и Георгий Тушинский (судя по тому, чем занимался в будущем, отвечал за техническую часть сайта).

Главная страница сайта за 2006 год
Главная страница сайта за 2006 год

Изначально сайт был полностью бесплатным, предлагая на выбор огромную коллекцию песен. Причём найти можно было даже исполнителей, не выпускавших свои песни онлайн вроде The Beatles и Metallica. В 2001 году проект перешёл на платную основу, предлагая посетителям покупать песни. Но, в отличие от iTunes, который требовал 99 центов за песню, AllOfMP3 предлагал посетителям покупать объёмы данных. То есть одна четырёхминутная песня обошлась бы человеку в 12 центов, что было гораздо дешевле. Посетители могли оплатить покупку либо с помощью Visa и Mastercard, либо с помощью ChronoPay российского бизнесмена Павла Врублевского (запомните это имя).

Эта цена соответствует стоимости одной песни на компакт-диске, но ведь в Интернете нет расходов на производство диска и упаковки, дизайн, транспортировку. Почему же цена остается прежней? К сожалению, завышенные цены и побуждают людей уходить в незаконный обмен файлами.
— Вадим Мамотин

Сайт никак не договаривался с правообладателями, несмотря на то, что в России уже были крупные лейблы типа Sony Music и Universal Music Group. Вы скажете: «Но по такой логике это 146 статья УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», сайт должны были сразу прикрыть!» Дело в том, что «Медиасервисез» пользовалась дырой в «Законе об авторском праве», согласно которому компании могут не заключать прямые соглашения с правообладателями. Но чтобы не было подозрений со стороны российских правообладателей, «Медиасервисез» получила лицензии от организаций, занимающихся коллективными правами вроде РОМС (Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям) и ФАИР (Федерации правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме). Сайт выплачивал 15% со стоимости трека РОМС и ФАИР, которые уже потом распределяли полученную прибыль между авторами. Тогда AllOfMP3 приносила до 50% прибыли этим ведомствам.

Сайт спокойно жил до 2005 года, пока на него не обратила внимание Американская ассоциация звукозаписи (RIAA) и Международная федерация звукозаписывающей отрасли (IFPI). Они посчитали, что проект не выплачивает зарубежным авторам законные роялти и что выплаты в РОМС и ФАИР сделаны скорее для «галочки», чтобы отвести подозрения со стороны зарубежных компаний. В феврале 2005 года RIAA и IFPI подали в прокуратуру Юго-западного округа Москвы иск на Дениса Квасова и Вадима Мамотина, согласно которому Квасову грозило 3 года тюрьмы, хотя, по заявлениям адвоката IFPI в России, искать надо было именно Фёдорова.

Фотография из здания RIAA в Вашингтоне
Фотография из здания RIAA в Вашингтоне

Поначалу суд встал на сторону американцев, и полиция (тогда ещё милиция) начала расследование. 21 апреля 2006 года МВД изъяло сервер сайта, и RIAA и IFPI уже хотели было отпраздновать очередную победу, но на следующий день сайт снова заработал. И тут произошло то, чего американцы никак не ожидали: о сайте узнали люди за рубежом. Если раньше AllOfMP3 пользовался популярностью в странах СНГ и в странах с большой русской диаспорой (США, Германия, Израиль), то после иска сайтом начали пользоваться иностранцы. Как пример — отчёт XTN Data, согласно которому AllOfMP3 занимал второе место по посещениям в своей категории в Великобритании, уступая лишь iTunes. Популярность только росла, и в 2006 году оборот сайта составлял 30 миллионов долларов. Чтобы заработать ещё больше денег, «Медиасервисез» создали две копии предшественника: MP3Sparks.com и AllTunes.com.

Американцам это не понравилось, и в мае 2006-го RIAA снова подала в суд на «Медиасервисез», обвиняя компанию в нарушении авторских прав. В ответ на обвинения Мамотин в интервью Лента.ру заявил, что компания следует букве российского законодательства и выплачивает авторам их заслуженные роялти. Помимо этого Мамотин утверждал, что «Медиасервисез» даже обращался в RIAA по поводу сотрудничества, но им ничего не ответили.

История всё больше приобретала международный размах, и в IFPI решили сменить тактику. Вместо того чтобы давить на «Медиасервисез», IFPI начала давить на саму Россию при помощи американского правительства. В июне 2006 года Торговая палата США заявила, что AllOfMP3 является самым популярным сайтом среди не самых законопослушных граждан и что его существование может помешать России вступить во Всемирную Торговую Организацию. Наша страна пыталась попасть в ВТО ещё с конца 80-х, но переговоры о вступлении шли очень тяжело, особенно с Америкой, где вопрос о защите интеллектуальной собственности был одним из главных.

Трудно себе представить, что Россия, являясь членом ВТО, допускает существование такого сайта, который нарушает авторские права.
— Сьюзан Шваб, Представитель Торговой палаты США

После этого над AllOfMP3 начали сгущаться тучи. Сначала в июле Visa и Mastercard по требованию IFPI перестали принимать платежи через AllOfMP3 и AllTunes — мол, не хотят спонсировать незаконную деятельность. «Медиасервисез» выкрутилась и ввела систему ваучеров, с помощью которых люди могли оплатить покупку. Но всё было тщетно, так как в июле того же 2006 года во время саммита АТЭС в Ханое состоялась встреча торгового представителя США Сьюзан Шваб и министра торговли РФ Германа Грефа. Чиновники подписали двустороннее соглашение, согласно которому Россия обязалась ввести поправки в закон об авторском праве и заблокировать AllOfMP3. Дни сайта были сочтены.

Министр торговли РФ Герман Греф, президент России Владимир Путин, президент США Джордж Буш – младший и торговый представитель США Сьюзан Шваб. Ханой, 2006.
Министр торговли РФ Герман Греф, президент России Владимир Путин, президент США Джордж Буш – младший и торговый представитель США Сьюзан Шваб. Ханой, 2006.

В октябре Дания потребовала заблокировать IP-адреса AllOfMP3, а уже в декабре сами лейблы подали в нью-йоркский суд на «Медиасервисез», сумма иска которого составляла 1,65 ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ. В январе 2007 года французская звукозаписывающая ассоциация (SNEP) подала в суд на «Медиасервисез», а в мае полиция Великобритании по запросу Британской звукозаписывающей ассоциации задержала 25-летнего британца, продававшего ваучеры для AllOfMP3 через eBay. «Медиасервисез» барахталась и пыталась выйти из ситуации, но всё было напрасно, и 3 июля 2007 года сайт был окончательно закрыт, а в августе Московский суд полностью оправдал Дениса Квасова, сославшись на отсутствие состава преступления.

MP3Sparks.com и AllTunes.com работали после закрытия AllOfMP3, но и их песенка недолго пела, и они закрылись в 2008 году. Тогда британский сайт The Register выяснил, что сайт размещался на турецком хостинге AbdAllah Internet, который был очень популярен среди мошенников и спамеров. Помимо этого The Register рассказал о связи AbdAllah Internet с Russian Business Network, крупнейшей киберпреступной организацией в те годы. Она успела засветиться даже в докладе НАТО в контексте кибератак на Грузию, Литву и Эстонию в 2008 году. В январе того же года были внесены поправки в статьи 1242–1244 Гражданского кодекса РФ, которые признавали организации по типу ФАИР и РОМС вне закона — обе закрылись в 2009 году.

Что было дальше?

На этом история AllOfMP3 заканчивается, но тут нам стало интересно: а что случилось с участниками всего конфликта? Куда их занесла судьба после того, как сайт прекратил свое существование? И если о Мамотине, Федорове и Квасове информации нет совсем, то вот о Тушинском и Врублевском — пруд пруди.

Павел Врублевский

Павел активно защищал AllOfMP3, возглавлял комиссию НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) и выступал против поправок в ГК РФ. Он даже основал сайт MP3Search вместе с продюсером t.A.T.u. Иваном Шапаловым. Просуществовал сайт недолго — уже в августе 2007 лейбл Gala Records (будущая Warner Music Russia) подал в суд на компанию, а после принятия поправок Врублевский вышел из музыкального бизнеса и основал компанию по продаже авиабилетов онлайн E-Avia.

В 2010 году предприниматель был задержан по делу о кибератаке на системы продаж авиабилетов «Аэрофлота». Его условно-досрочно отпустили в 2014 году, но звездный час настал в 2016 году. Тогда Врублевский оказался в центре внимания из-за «Дела Михайлова» — масштабном скандале о госизмене начальника 2-го управления ЦИБ ФСБ России Сергея Михайлова. Врублевский утверждал, что во время суда по делу о кибератаке на него оказывали давление из-за его расследований о преступной деятельности Михайлова и сотрудничестве Михайлова с ЦРУ. Именно по показаниям бизнесмена в 2018 году бывший начальник получил 22 года заключения, однако это послужило концом сотрудничества США и России в области кибербезопасности.

Павел Врублевский
Павел Врублевский

Спустя 8 лет, в 2022 году, Павла задержали по делу о мошенничестве в размере 70 миллионов рублей. Его снова отпустили и снова задержали в 23-м году — опять же по делу о мошенничестве (уже на 425 миллионов). По версии следствия, Павел организовал схему по хищению денег с банковских карт путем создания фальшивых сайтов, и вся эта схема работала через ChronoPay. По итогу в 2024 году Врублевского признали банкротом, и по результатам банкротства была продана квартира и дача Врублевского.

Георгий Тушинский

В августе 2007 года, после закрытия AllOfMP3, были основаны Moskva.fm (не путать с другой «Москва FM») и Piter.fm. Особенность сайтов заключалась в том, что на них хранились записи радиотрансляций московских и питерских станций. Всё это спокойно существовало в интернете, но в 2012 году Российская академия радио потребовала закрыть домены. По мнению академии, именно Тушинский, взяв музыкальную базу AllOfMP3, создал на её основе два новых сайта. Владельцы пытались легализовать проекты и даже успели провести переговоры с компанией «Виноград», принадлежавшей владельцу Warner Music Russia Сергею Балдину и компании из ОАЭ AllInOne Media, но «Виноград» отказался, решив развивать свой музыкальный сервис.

Георгий Тушинский
Георгий Тушинский

После этого в 2009 году Тушинский вместе с Арламенковой Татьяной Николаевной основали компанию «Телемаркер», которая занималась разработкой технологии многопотокового видео в режиме реального времени. С «Телемаркер» сотрудничали крупные российские компании из разных сфер. В 2010 году бизнесмен основал центр развития технологий Digital October, который успел организовать приезд Марка Цукерберга в Москву, профинансировать фильм «Стартап» о создании «Яндекса» и запустить телеканал «Коммерсантъ».

Спустя время «Телемаркер» получила заказ от «Ростелекома» и Правительства РФ на оснащение 100 тысяч избирательных участков к выборам Президента 2012 года. Согласно Forbes, бюджет проекта составлял 13 миллиардов долларов. До выборов Тушинский успел поработать в Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, а после выборов он получил «Орден почета» и место в Инициативной группе по формированию экспертного совета при Правительстве РФ. После этого он ушел из политики и вернулся в бизнес.

Тушинский и Михалков что-то обсуждают на ПМЭФ
Тушинский и Михалков что-то обсуждают на ПМЭФ

Спустя четыре года, в 2016-м, Тушинский решил ворваться в VR-индустрию, основав венчурный фонд VRTech для инвестиций в российские стартап-проекты и расширения сфер применения VR. Помимо Тушинского соучредителем фонда были бывший директор по коммуникациям «Яндекса» Игорь Лутц, а также бизнесмены Рубен Худоян и Дмитрий Золотарев. VRTech активно сотрудничала с крупными компаниями (например, они выпустили игру по «Защитникам» Андреасяна) и с правительственными структурами вроде Университета Правительства Москвы, а в 2017 году фонд подписала контракт с подразделением «Ростеха» RITE для экспорта российских IT-продуктов в страны Азии и Латинской Америки. Сейчас информации о том, чем занимается Тушинский, в интернете нет. VRTech продолжает жить, но уже как компания не из России (судя по последней записи от марта 22-го в группе VRTech в ВК).

Выводы

AllOfMP3 — это абсолютно уникальная история, в которой такое огромное количество деталей, что о ней не стыдно даже снять документалку. Обычно подобные истории, когда правообладатель борется с пиратом, заканчивались угрозой штрафом и закрытия сервиса (вспоминаем суд Napster и группы Metallica). Но Napster был творением трёх онлайн-друзей, искавших удобный способ качать музыку, а тут история о решивших продавать пиратскую музыку трёх бизнесменах, не подозревавших, что их творение станет причиной политического конфликта.

В современном мире подобное уже невозможно из-за паранойи по авторским правам. Даже за экранку «Дедпула и Росомахи» с теми самыми голосами на Rutube можно получить угрозы судом от полуофициальной студии, любящей вставлять рекламу прямо в диалоги персонажей. В те самые нулевые люди только начали осознавать важность покупки лицензионной продукции, но из-за недоступности большинства официального контента (что проглядывается и сейчас) у них не оставалось выбора, кроме как пиратить.

Редакция Mash Room советует: если вы хотите поддержать талантливых ребят, будь то музыкантов или гейм-девелоперов, старайтесь покупать только официальную продукцию. Но если иных вариантов поддержки нет, то пиратство тоже подойдет. Об этом говорил даже ныне покойный Дэвид Боуи:

В прошлом году у меня был концерт в Рио! Они уже давно пиратят мою музыку и мои концерты. Я знаю все сайты, где есть мои записи. На самом деле, мне плевать. Мне нравится интернет и нравится сообщество. Я думаю, чтобы понять свое присутствие в сети, нужно быть ее частью и работать в ней.
— Дэвид Боуи
ПОДЕЛИТЬСЯ