В подкасте "Не выходя из комнаты" разбираемся в корнях противостояния Израиля и Палестины, роли сионизма и причинах, по которым вчерашние жертвы сегодня становятся агрессорами.
В новом выпуске подкаста "Не выходя из комнаты" ведущие Сергей Изотов и Иван Орлов-Смородин обсуждают обострение израильско-палестинского конфликта. События на Ближнем Востоке привлекают внимание всего мира, поскольку Израиль, по-видимому, не намерен останавливаться в своих планах по "окончательному решению палестинского вопроса", что вызывает неоднозначную реакцию мирового сообщества.
На фоне происходящего мировые лидеры начинают признавать Палестину как государство, а Израиль обвиняют в геноциде. Этот конфликт становится уникальным примером, который ломает привычную картину мира у многих людей, включая западных левых и российских интеллектуалов. Одни, осуждая любую агрессию, поддерживают Израиль, в то время как другие, поддерживая Палестину, считают агрессию с её стороны актом сопротивления.
Ведущие ставят своей целью разобраться, кто прав и кто виноват в этом вопросе, каковы идеологические корни действий Израиля и как на это реагирует западный мир.
1. Признание Палестины и позиция Запада
Ведущие обсуждают недавние выступления в Генассамблее ООН, где такие страны, как Португалия, а вслед за ней Австралия и Франция, начали процесс признания Палестины как государства. Россия, как отмечает Сергей Изотов, признала независимость Палестины задолго до всех трагических событий, о чем напомнил российский МИД. Особое внимание уделяется выступлению премьер-министра Великобритании Кира Стармера, который официально объявил о признании палестинского государства.
Стармер подчеркнул, что этот шаг направлен на сохранение возможности мира и решения по принципу "двух государств": безопасного Израиля рядом с жизнеспособной Палестиной. Он назвал ХАМАС "жестокой террористической организацией" и заявил, что признание Палестины не является наградой для них, так как у ХАМАС не будет будущего в новом государстве. При этом он осудил "невыносимые" бомбардировки Газы и призвал Израиль прекратить жестокую тактику и снять ограничения на поставку гуманитарной помощи.
Сергей Изотов скептически отнёсся к заявлениям о том, что ХАМАС можно будет легко исключить из политической жизни Палестины, напоминая, что даже лидер Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас делал подобные заявления, но реальность сложнее. Сергей Изотов считает, что такой подход является пережитком либерального мышления 90-х и нулевых, которое уже не работает в условиях "сакральной войны на истребление".
2. Истоки конфликта: от британского мандата до наших дней
Сергей Изотов объясняет, что корни израильской проблематики тесно связаны с Великобританией. Он обращается к карте Палестины времён британского колониального мандата, показывая плотность еврейских поселений, которые возникали после декларации Бальфура о создании "еврейского национального очага". Британцы пытались модерировать потоки еврейских мигрантов, но после Холокоста необходимость создания еврейского государства стала очевидной, что породило проблему с местным арабским населением.
В 1947 году ООН предложила план раздела территории на два государства, но он не был реализован в полной мере. Израиль провозгласил независимость на основе этой резолюции, что немедленно привело к войне со всем арабским миром. С момента своего основания Израиль находится в состоянии перманентного экзистенциального давления и постоянного переопределения своих границ, которые расширялись в результате нескольких войн, таких как Шестидневная война.
Попытки урегулирования, такие как соглашения в Осло, предполагали разделение территорий на зоны с разным уровнем контроля. Однако этот план был саботирован с обеих сторон: палестинские радикальные движения, включая ХАМАС, не были заинтересованы в компромиссе, а еврейские поселенцы продолжали занимать земли на Западном берегу реки Иордан, считая их своими по божественному праву. Все это привело ко второй интифаде и окончательному краху мирного процесса.
3. Политическое устройство Палестины и роль ХАМАС
Иван Орлов-Смородин задаётся вопросом, как можно реализовать идею безопасного палестинского государства без влияния ХАМАС, если эта организация имеет значительную поддержку населения. Он приводит данные из "Википедии" о составе Палестинского законодательного совета: из 132 членов 74 представляют ХАМАС, и только 45 — партию ФАТХ Махмуда Аббаса. Это показывает, что ХАМАС имеет большинство в парламенте, который находится в Рамалле.
Ведущий подчеркивает, что спикер парламента также является представителем ХАМАС, и в случае ухода Махмуда Аббаса от власти именно он может стать его преемником. Этот факт ставит под сомнение заявления западных лидеров, таких как Кир Стармер, о создании структуры, где ХАМАС не будет иметь влияния. Возникает потенциальный конфликт, который может разорвать Палестину изнутри, отмечает Иван Орлов-Смородин.
Сергей Изотов соглашается, что существует такая угроза, и добавляет, что западный план предполагает полное уничтожение ХАМАС, хотя механизм этого уничтожения остаётся неясным. По его мнению, решение о признании Палестины демонстрирует, что европейцы "находятся в заложниках у картины мира девяностых-нулевых", когда казалось, что подобные проблемы можно решить дипломатическим путём. Однако сейчас речь идёт о "сакральной войне на истребление", где старые подходы не работают.
4. Почему конфликт ломает картину мира
Сергей Изотов объясняет, почему этот конфликт вызывает когнитивный диссонанс у многих наблюдателей, особенно на Западе. Люди привыкли к "конкурсу жертвенности" и эмпатии к слабым и угнетённым. Кадры человеческих трагедий из Газы вызывают сочувствие и заставляют воспринимать палестинцев как жертв израильской "военщины".
При этом ситуация уникальна тем, что заставляет людей, стремящихся быть "за всё хорошее против всего плохого", столкнуться с моральной дилеммой. Чтобы поддержать одну из сторон, приходится оправдывать насилие: либо "очистительное насилие" ХАМАС 7 октября, включая убийства детей и женщин, либо бомбардировки Израилем жилых кварталов. Сергей Изотов утверждает, что здесь нет однозначно правой и виноватой стороны, что и ломает привычную картину мира, где всегда есть условный "Мордор".
Ситуация, по словам Сергея Изотова, открывает глаза на коллапс той картины мира, которая пытается свести всё воедино. Любое решение в этом конфликте требует отказа от смешения политики и морали, что для многих оказывается невозможным. Именно поэтому при попытке найти простое и справедливое решение у людей "ломается сознание".
5. От жертвы к агрессору: трансформация образа евреев
Ведущие обсуждают, как изменилось восприятие еврейского народа и государства Израиль в глазах мирового сообщества. Сергей Изотов отмечает, что было время, "когда евреи были хорошими" в нарративном смысле: их моральная величина после Холокоста была абсолютной, и любая критика в их адрес считалась недопустимой. Они были абсолютными жертвами, пострадавшими от абсолютного зла, и заслужили право на свое государство, искупив его своей жертвой.
Однако, по словам Сергея Изотова, "чистая жертва на определённом историческом промежутке никогда не существует", особенно когда она получает в руки властный аппарат. Он проводит параллель с революционерами: пока они борются с диктатурой, их легко считать мучениками, но как только они приходят к власти, они сами вынуждены применять насилие для установления нового порядка. То же самое произошло с французскими революционерами, большевиками, и то же, по его мнению, случилось с евреями.
Этот процесс превращения из угнетаемой группы в силу, обладающую властью и применяющую насилие, привёл к тому, что Израиль "выпадает из нарратива жертвенности". Именно поэтому сегодня становится возможным критиковать сионизм и проводить антиеврейские протесты в масштабах, немыслимых ранее на Западе.
6. Что такое сионизм и почему он стал ключевым понятием
Сергей Изотов объясняет, что идея государства Израиль родилась из сионистского движения, основанного Теодором Герцлем в XIX веке. Изначально это был светский проект, и сам Герцль рассматривал разные территории для создания еврейского государства, включая Аргентину, но в итоге выбрал Палестину из-за её религиозного значения для евреев.
Ведущий разбирает критику сионизма со стороны левых, которые утверждают, что современные евреи не являются генетическими потомками древних жителей этих земель и не представляют собой единую нацию. Однако, по мнению Сергея Изотова, именно религиозное сознание и общая идентичность, сохранявшаяся на протяжении веков, в том числе из-за гонений, объединяют евреев. Он называет еврейский проект "интересным гибридом", который начался как секулярный, но был изначально связан с религиозным компонентом.
По словам Сергея Изотова, любой, кто поддерживает идею создания еврейского национального очага, по сути является сионистом. Несмотря на то, что Израиль является светским государством, сам проект тесно переплетён с религиозностью, и со временем религиозный элемент в нём стал преобладать. Именно это, как он считает, и даёт почву для текущего конфликта, где религиозные мотивы играют ключевую роль.
7. Первопричина конфликта: битва двух нарративов
В подкасте показывают фрагмент дебатов, где палестинец, не поддерживающий ХАМАС, спорит со сторонниками движения Free Palestine. Дискуссия быстро сводится к поиску первопричины конфликта: было ли началом трагедии нападение ХАМАС 7 октября или же "катастрофа Нагба" 1948 года, когда палестинцы были изгнаны со своих земель. Этот спор иллюстрирует, что у каждой стороны своя точка отсчёта.
Сергей Изотов развивает эту мысль, заявляя, что единой первопричины не существует — есть несколько точек отсчёта разных нарративов. Если разматывать клубок событий, то можно дойти до создания Израиля, колонизации, а затем и до гонений на евреев в Европе, что делает виновным "поганый Запад". Сами же евреи апеллируют к божественному праву на эту землю, завещанную им тысячи лет назад.
В такой дискуссии, по мнению ведущего, невозможно определить, "кто прав, кто виноват", потому что оба проекта — еврейский и палестинский — сражаются за несовместимые позиции. Любая попытка занять одну из сторон требует моральных компромиссов и оправдания насилия. Поэтому призывы к пацифизму на "голом месте" не работают, так как история, по выражению Сергея Изотова, "не творится без насилия".
8. Идеология современного Израиля: наследие "Железной стены"
Ведущие переходят к идеологическим корням современного израильского режима, который критики сравнивают с Третьим Рейхом. Сергей Изотов показывает фотографию Биньямина Нетаньяху на фоне портрета Владимира (Зеэва) Жаботинского — идеолога сионистского ревизионизма и одного из создателей современного Израиля. Жаботинский был сторонником радикального подхода, в отличие от умеренных сионистов, выступавших за постепенную ассимиляцию.
Сергей Изотов зачитывает отрывок из статьи Жаботинского "Железная стена" (1923), где тот утверждает, что добровольное соглашение с арабами невозможно, и еврейская колонизация может продолжаться только под защитой внешней силы — "железной стены, которую местное население не в силах прошибить". Эта сила (в то время — Британская империя) должна была обеспечить условия, при которых арабы не смогут помешать созданию еврейского государства. По мнению Жаботинского, между "милитаристами" и "вегетарианцами" в сионистском движении нет разницы — все они так или иначе опираются на эту "стену".
Из идей Жаботинского выросли правые милитаризованные организации, такие как "Бейтар" и террористическая группировка "Иргун", которая совершала теракты против арабов и британцев, например, взорвала отель "Царь Давид" в Иерусалиме. Сергей Изотов подчёркивает, что из "Иргуна" выросла партия "Херут", а из неё — современная правящая партия "Ликуд", лидером которой является Нетаньяху. Таким образом, идеология нынешнего израильского правительства напрямую связана с радикальным ревизионизмом Жаботинского.
9. Крайне правые в правительстве Нетаньяху и идея Третьего Храма
В подкасте демонстрируется фрагмент фильма о крайне правых политиках в правительстве Нетаньяху — министре финансов Бецалеле Смотриче и министре национальной безопасности Итамаре Бен-Гвире. Эти политики, представляющие религиозные и ультранационалистические партии, открыто призывают к повторной колонизации Газы и расширению Израиля. Смотрич, например, заявляет, что еврейский суверенитет должен распространиться до Дамаска.
Эти крайне правые силы, набравшие более 10% голосов, стали ключевыми союзниками Нетаньяху, позволившими ему вернуться к власти. Сергей Изотов считает, что Нетаньяху и его коалиция "обречены" дожимать Газу, иначе он потеряет власть и легитимность. Ведущий отмечает, что на правое ядро сионистской идеологии нанизываются уже религиозные материи, что проявляется в разговорах о Мессии и строительстве Третьего Храма.
По словам Сергея Изотова, в еврейской традиции Мессия — это земной царь, который должен сплотить евреев и построить Третий Храм. На фоне усиления религиозных компонентов в израильской политике идея строительства Третьего Храма, на месте которого сейчас стоит мечеть Аль-Акса, перестала быть маргинальной и вошла в публичный дискурс. Появление этой темы, по мнению ведущего, очень симптоматично для нашей эпохи.
10. Будущее Израиля: изоляция и риск большой войны?
Ведущие обсуждают возможные сценарии развития событий на Ближнем Востоке. Сергей Изотов предполагает, что Израиль ждёт "изоляционизм", так как его существование во многом зависит от безоговорочной поддержки США. Эта поддержка имеет и идеологические корни: сионизм встроен в идеологию трамповского движения, поэтому даже в случае победы Трампа и его изоляционистской политики Израиль, скорее всего, не останется без помощи.
Однако американская гегемония в регионе ослабевает, и в борьбу вступают другие игроки, такие как Китай и Турция. Если США уйдут с Ближнего Востока, возникнет вакуум власти, и Израиль может остаться один на один со своими врагами. Нетаньяху уже заявлял, что Израиль должен готовиться к изоляции и "тащить все на себе". В этом случае экзистенциальная борьба станет ещё более ожесточённой.
Сергей Изотов не исключает сценария, при котором Турция, воспользовавшись отсутствием гегемона, может решиться на прямое противодействие Израилю. В такой ситуации, по его мнению, Израиль может стать первой страной, которая применит ядерное оружие, чтобы, например, "построить Третий храм, а потом спалить какую-нибудь Турцию". Хотя Нетаньяху не является религиозным фанатиком, текущие его действия не оставляют надежд на мирные договорённости.