В пожарных частях Подмосковья дефицит спасателей и техники. Это показала трагедия во Фрязино. Там во время пожара в НИИ "Платан" погибли восемь человек. Люди до последнего ждали помощи, но спасти их не смогли. Mash поговорил с сотрудниками МЧС, экспертами и арендаторами. Они ответили на вопрос: как так вышло?
Одними из первых на место приехали сотрудники пожарно-спасательной части Медвежьи озёра в Щёлково — это 30 минут езды. Ситуацию сразу осложнил плохой напор воды в гидрантах. Спасателям пришлось прокладывать магистральную линию до спецтехники, а это драгоценное время.
Лестницы, которые приехали из Щёлково, достают максимум до пятого этажа (на видео). Огонь заблокировал людей на шестом и седьмом этажах. На помощь запросили подъёмники из Москвы и Твери — это почти три часа езды до места ЧП.
Могли бы помочь автолестницы АЛ-42, которых много в столице. Они раскладываются до 12-14 этажей. Но всё упёрлось в территорию вокруг. С той стороны, где люди выпрыгивали из окон, огромную спецмашину не подогнать: мешали деревья. Площадки, чтобы разложить подъёмник, не было. Кроме того, вокруг здания стояли припаркованные авто, а таранить чужие машины сотрудникам МЧС по закону так и не разрешили. Оттащить транспорт пытались очевидцы.
Натяжное полотно, на которое в теории могли бы приземлиться люди, в таких условиях не используют. Максимальная высота спасения у спецбатута — десять метров. Люди оказались на расстоянии в три раза выше. И опять же — разложить прыжковое устройство мешали деревья.
По информации Mash, в пожарных частях Московской области недокомплект личного состава. Сразу по сигналу на ЧП выехало меньше спасателей, чем должно было на пожар такой сложности. Это на некоторое время снизило скорость и эффективность тушения. Позже к НИИ стянули все силы, какие смогли.
Причина трагедии и в том, что происходило на протяжении десятков лет в самом НИИ "Платан". Там обосновались полсотни арендаторов, площади занимали разные производства. Само здание построили ещё в середине 20-го века. Из-за огромного количества компаний нагрузка на электросеть превышала ту, которую линии могут выдержать. Именно поэтому официальная причина случившегося: "аварийная работа электросети".
Работники говорят, требования пожарной безопасности владельцы здания не соблюдали. Сигнализация, системы тушения и дымоудаления не работали. Огонь быстро распространялся из-за особенностей конструкции воздуховодов. Противопожарных дверей не было вовсе. Последняя проверка в задании прошла семь лет назад. Тогда выявили 13 нарушений.
Обложка © Максим Григорьев/ТАСС