Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Кто такой Кирилл Дмитриев и какая у него роль в переговорах РФ и США

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Следите за нашими новостями в удобном формате
Mash.ru вПерейти в Дзен

Перемирию быть. На это очень надеется Трамп, который ждёт ответа от Кремля до конца этой недели.

17 апреля прошли переговоры Макрона со спецпосланником президента США Уиткоффом и госсекретарём Рубио. Параллельно в Киеве встретились некоторые представители "коалиции желающих" — объединения из стран, которые готовы стать "миротворцами" на Украине.

И пока на официальной арене переговариваются лидеры и дипломаты, за кулисами идёт своя игра. Одним из наших инструментов оказался РФПИ — Российский фонд прямых инвестиций, который возглавляет Кирилл Дмитриев. Там, где традиционные внешнеполитические каналы Москвы сталкивались с ограничениями, Дмитриев прибегал к "экономической дипломатии".

Что такое РФПИ? Как Дмитриев оказался "своим" для всех сторон конфликта? И почему он стал любимчиком Трампа в команде "тяжеловесов Путина"?

Переговоры в Эр-Рияде

Встреча представителей РФ и США в Саудовской Аравии стала исторической: переговоров на таком уровне делегаций не видели уже несколько лет. Решили возобновить уважительный диалог между Москвой и Вашингтоном после четырёх лет "охлаждения" при Байдене. Согласились, что пора поставить точку в украинском конфликте. Что характерно, без представителей Киева.

"На ковёр" вышли пары:

• Лавров — Рубио. Главы МИДов.

• Ушаков — Уолтц. Помощники президентов.

• Дмитриев — Уиткофф. Как спецпредставители.

И если кандидатуры виртуозных дипломатов и бывалых переговорщиков Лаврова и Ушакова не вызывают вопросов, то насчёт Дмитриева стоит задуматься: а при чём здесь глава инвестиционного фонда, если стороны обсуждают мир?

Что за фонд такой?

Главные задачи РФПИ — привлекать в РФ иностранный капитал и контролировать потоки инвестиций внутри страны и из-за рубежа. На практике же фонд оказался куда более влиятельной структурой, чем просто финансовый координатор.

Хотя РФПИ не является дипломатическим органом, с десятых годов он активно использовался как канал "экономической дипломатии". Особенно хорошо "мягкая сила" Дмитриева показала себя в период жёсткого санкционного давления в начале СВО.

Туда, где официальному Кремлю давали от ворот поворот, приходил РФПИ. Именно через него зачастую проходила неформальная коммуникация между Москвой, США и Западом.

Наш пострел везде поспел

Кирилл Дмитриев оказался "своим" для всех сторон конфликта.

Уроженец Киева, получивший образование в Стэнфорде и Гарварде, поработавший у западных бизнес-гигантов Goldman Sachs и McKinsey, успешно построил своё дело и в РФ, и на Украине. Встав во главе РФПИ, более 12 лет находил общий язык с западными компаниями, в том числе в обход санкций после февраля 2022-го.

Дмитриев — не просто теоретик. Он — трушный практик, который прожил несколько жизней и прочувствовал несколько культурных контекстов изнутри. Он спокоен и в кулуарах московских переговорных, и на встрече американских товарищей по гольф-клубу, и за столом с представителями своей малой родины.

Не только экономические успехи

Ещё в 2017-м Дмитриев стал первым делегатом от РФ, который встретился с советником Трампа Энтони Скарамуччи в Давосе. Он участвовал в переговорах по освобождению бывшего сотрудника посольства США Фогеля. Соглашение считается частью большой миссии по улучшению отношений двух стран.

Именно он как "теневой российский дипломат" впервые с начала конфликта на Украине посетил США в апреле 2025-го. А когда Уиткофф прибыл в Россию, переговоры с ним проводили Путин, Ушаков и снова Дмитриев.

Западные СМИ писали, что в начале войны он выступал посредником в предварительных контактах между представителями РФ и США. Его участие тогда не афишировалось, но он упоминался в утечках и дипломатических комментариях как человек, через которого "можно достучаться до Кремля".

Чего ждать?

Мирное соглашение — это не инвестдоговор, но инвестиции — неотъемлемая часть мирного процесса. Это бизнес-язык, понятный американской стороне, для которой не столь важен ответ на вопрос, чей Крым, сколько важен финансовый профит.

И кто, как не Дмитриев, способен упаковать лакричную политическую конфету в блестящую финансовую обёртку?

ПОДЕЛИТЬСЯ