Более 10 стран согласились на участие в трамповском Совете мира. Россия тоже получила предложение, но пока думает о вступлении. Board of Peace — это новая структура, изначально созданная для контроля за восстановлением Газы и реализацией 20-пунктного плана по завершению конфликта. Но уже сейчас многие аналитики видят в ней попытку создать альтернативу ООН — платформу, где решения будут приниматься без вето постоянных членов Совбеза и бюрократии.
Проект вызывает полярные реакции: от восторга трампистов до резкой критики. В частности, со стороны ЕС, который боится подрыва авторитета. Про то, как устроен Совет мира, на что пойдёт миллиард вступительных и действительно ли ООН всё, — читайте ниже.
Нетаньяху принял приглашение Трампа вступить в Совет, а следом за ним своё участие подтвердил Азербайджан. В то же время Канада заявила, что не будет платить баснословные деньги за членство, а Швеция отказалась участвовать в текущем формате. Налицо очевидный раскол некогда не разлей вода партнёров и друзей — пока некоторые страны спешат присоединиться, европейские союзники США максимально дистанцируются.
Инициатива формально авторизована Совбезом ООН, но с неприкрытым акцентом на лидерство США. Совет изначально фокусируется на Газе: надзор за реконструкцией, разоружением ХАМАС, вводом международных сил безопасности и мобилизацией ресурсов для 20-пунктного плана Трампа по стабилизации региона.
Структура — клуб по приглашениям. По словам Трампа, Совет не для всех. Однако уже около 60 стран получили письма. Дональд — пожизненный председатель. В перспективе Совет может расшириться на другие конфликты, что уже вызывало опасения у некоторых представителей ООН, пишет The Guardian.
Итоговое решение по любым вопросам Совета принимает председатель, то есть финальное слово всегда будет за Донни. Отсюда и критика — это не коллективный орган с независимым секретариатом, а инструмент внешней политики. К тому же формального вето нет, потому что нет механизма голосования. Но по факту Трамп может блокировать любое решение просто отказом участвовать. Удобно.
Согласны: Израиль, Азербайджан, Аргентина, Армения, Бахрейн, Белоруссия, Венгрия, Казахстан, Марокко, ОАЭ, Вьетнам и другие. Россия и Китай приглашены, но публичного ответа пока нет.
Отказались или пока думают: Франция (Макрон вообще назвал Совет главной угрозой для ООН), Швеция, Канада, Дания, Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Германия, Румыния.
Это не совсем враньё, но и сильно искажено. $1 млрд — не обязательный взнос, а добровольный для получения постоянного места или продления членства сверх трёх лет. По идее, деньги пойдут на реконструкцию Газы. Однако NYT пишет, что администрация Трампа активно продвигает эту сумму как условие для "перманентного" статуса. Также есть опасения, что в будущем взнос может кратно увеличится.
В глобальном масштабе шансы у Совета вытеснить Организацию из политического поля ничтожно малы. Хотя "клуб Трампа" уже получил некую авторизацию от Совбеза ООН. В итоге проект президента США — смелая, но рискованная попытка переформатировать дипломатию. Успех зависит от того, сможет ли он собрать коалицию шире, чем уже существующий круг. Политологи и другие эксперты уверены: без Европы Совет мира будет бесполезным дискуссионным клубом. Последние пока не горят желанием присоединиться.
Политолог Юрий Самонкин считает, что Россия может вступить в Совет мира, но на своих условиях. Ключевое требование — восстановление абсолютных политических и социальных прав спортсменов из РФ на международной арене. МИД КНР в свою очередь заявил, что Пекин намерен твёрдо отстаивать международную систему, в центре которой находится ООН, не взирая на изменения внешнеполитической обстановки.
И если Трамп, вероятно, пойдёт на уступки Москве и нашим атлетам дадут выступать на мировой арене, то вот продавить Поднебесную и отказаться от ООН будет задачей куда сложнее.