Этой весной нам приходится учиться жить по-новому: санкции, курс валюты и прочее полностью изменили всё. Меньше всего повезло Калининграду — лавировать приходится между сотней проблем: новой системой поставок, закупкой товара в евро и долларах и блокировкой соцсетей. Мы спросили предпринимателей и тех, кто работает на себя, как им удаётся справляться со сложностями.
Ирина, художник-визуализатор
"У меня сейчас идут заказы точно так же, как и в феврале. Декораторы должны поизвращаться, потому что у людей бюджет: они как планировали триста тысяч потратить, так и сейчас — планируют то же самое, но можно сделать в два раза меньше. У меня только один заказ отменился из-за того, что люди решили не делать свадьбу из-за всех событий. Хотя мы уже всё нарисовали, и мне его оплатили. В целом, кто хотел себе праздник устроить, всё равно устроит, не идти же заживо себя закапывать.
Большая проблема всех художников-визуализаторов — невозможно принять оплату из-за рубежа. Есть постоянные заказчики из Греции, пишут новые из Молдавии и арабских стран. Сейчас держим руку на пульсе с международными переводами, кто-то вот с биткоином работает, туда зачисляют, а кто-то через сайты для сбора донатов. Мы с коллегами постоянно мониторим, но не нашли ни одного способа адекватного. Кто-то принимает оплату в биткоинах — я пока ещё этот уровень не прошла, для клиентов это сложная манипуляция. Хотя одной коллеге всё ещё перечисляют деньги на PayPal, и она надеется их вывести. Мне новая заказчица писала из Греции:
"Я вижу красивые эскизы только у русских художников, что нам делать?"
Просят работать пока без оплаты, всё равно когда-то что-то наладится и тогда переведут деньги, но я, конечно, не согласна. Зарубежные заказчики любят наших художников, потому что у нас цены для них приятные (даже если брать комиссию) и там как-то не особо с таким видом услуг. Иностранным заказчикам с нами выгодно работать, даже если я включаю комиссию. Когда это всё началось, я подумала: если у нас будет затишье, запущу таргет на Грецию и Эмираты и не потеряю в заказах. Ну вот нет, пока не нашли выход с оплатой.
Что касается отношения к нам, то всё хорошо. 24-го мне написала заказчица и спросила, в безопасности ли я, — она сказала, что переживала за меня.
Надо цены поднимать тихонько, хотя бы новым клиентам, потому что жизнь стала дороже, соответственно, нужно, чтобы моя работа соответствовала этому. За последний месяц у меня почему-то стали больше охваты в инсте* — несмотря на то, что таргет выключился. Стало больше подписок, заявок — такого даже с лучшей рекламой не было".
Анна, старший флорист в цветочном салоне на Карла Маркса
"В целом всё ок. Цены выше, чем обычно, но чуть ниже, чем 8 марта, — на цветы обыкновенные весенние цены, выше по сравнению с прошлым годом, и то не все позиции, честно говоря, это просто из-за курса евро. Розы подорожали — раньше мы продавали от 150, сейчас только от 200. В остальном пока не испытываем никакой печали. Единственное — подорожали вазы (они были в закупе 500 рублей, в рознице — 1000, сейчас вырастут в два раза), коробки для букетов и, скорее всего, подорожают оазисы, но у нас ещё были запасы. В остальном по срезке всё так же".
Денис, своя типография
"Я уже три года работаю на себя: открыл небольшой цех, поставил широкоформатный принтер, лазерный станок, МФУ для цифровой печати. Материалы подорожали примерно на 30 %, соответственно, и цена моих услуг. Мои клиенты тоже подняли стоимость на свои товары и услуги. Заказчики есть, по сравнению с прошлым годом их даже больше — отслеживаю всё по прибыли.
В области, как и везде, нет обычной офисной бумаги. Как говорят поставщики, у которых я её покупаю, поляки отказываются работать с нами: не отвечают на письма и звонки, говорят, что не хотят работать с русскими. Поэтому запасы быстро ушли. Ещё читал, что химиката нет для отбеливания бумаги и линию остановили где-то в Ленобласти. Типографии ещё живут, потому что бумага эта тонкая, обычная офисная — её мало берут, а вот обычные предприятия, которые постоянно делают накладные и тому подобное, очень пострадали: цена за пачку была 250-300 рублей, сейчас — от 450-1500. Все печатаются в области, пять лет назад слышал о таких, кто ездил в Польшу, — но такого нет.
Скоро нужно будет покупать чернила для широкоформатных баннеров: раньше я их привозил из Европы, а сейчас не знаю, как будет".
Никита, маркетолог пивоварни BeerZelis
"Мы делаем напитки — пиво, квас и лимонады сами, солод и хмель привозим из Польши, Литвы, Германии и Чехии. Сейчас, конечно, у нас появились трудности, но уже есть опыт — после ввода первых пакетов санкций в прошлых годах они тоже были, мы научились искать решения. Кризисы в тот раз нам даже на пользу пошли, сейчас мы быстро собрались и думаем, что делать дальше. На сегодняшний день для нас острая проблема — как доставить сырьё для напитков. Есть трудности у поставщика, у которого берём ПЭТ-тару. Каждый день специалисты сидят на телефонах, чтобы найти лучшие варианты покупки и доставки.
Цены пришлось повысить, но это было запланировано до начала всех событий. Что касается маркетинга, то, конечно, инстаграм* был хорошим каналом продвижения, в последнее время хорошо заходили рилсы, но после закрытия мы особо не расстроились: есть паблик ВК, создали канал в телеграме, хорошо работает сарафанное радио — люди к нам возвращаются.
Сокращений мы пока не проводили — у нас больше 100 сотрудников, всем платим зарплату. Долгосрочных планов мы не строим и понимаем, что работа будет зависеть от общей ситуации и положения дел в стране. Хотелось бы, конечно, чтобы калининградцы в такое непростое время больше поддерживали местных производителей — это всё поддерживает экономику региона".
* запрещён в РФ и порицаем.