Давным-давно в далёком-предалёком королевстве жил юноша, который умел говорить на половине наречий мира и был могуч, как два быка, сцепившихся рогами. Его жизнь была полна удивительных приключений, но люди всегда сторонились его из-за внешности: из-за рук, похожих на медвежьи лапы, и головы, походящей размерами на добрый каменный валун…
Хе-хе, ага, поверил! Ну, и бредятина.
На самом деле всё так и было. Почти. Наш герой — малыш Морис Тийе — родился 119 лет назад в семье инженера и его жены-учительницы в Париже. Но это был не тот Париж, где Эйфелева башня, круассаны по утрам и "жё сюи франсэ" в каждом доме. Этот населённый пункт, хотя и носил имя самого эстетичного города Тридесятого королевства, был селом в Челябинской области.
Здесь, в российской глубинке, жила будущая мама исполина и преподавала популярный в те годы французский язык. Она легко сошлась с приезжим сеньором Тийе, который прибыл на Урал для строительства Великого Сибирского пути aka Транссибирской ж/д магистрали.
Плодом их амора стал мальчик Морис, который, имея лингвистический талант, выучил несколько языков. Спустя пару лет своего рода лорд Фаркуад устроил в королевстве Октябрьскую революцию и парень с любимого болота уехал на родину почившего к тому времени отца — во Францию.
Толстячок? НЕТ, великан!
В Европе Тийе начал меняться. Эндокринная система дала сбой в 20 лет, гормоны роста забили через край: из "ангелочка", как его называли в детстве, он превратился в гипертрофированного колосса — по вине болезни акромегалии.
Студенчество и карьеру адвоката пришлось менять на армию, занятия борьбой и случайные подработки, в том числе актёрские, но из-за пугающей внешности надолго нигде не задерживался. На одном из таких фрилансов за театральной кассой Мориса заметила его персональная фея-крёстная — рестлер Карл Поджелло. В сказочной горе из костей и мяса его намётанный глаз разглядел истинного рыцаря, будущего покорителя ринга и грозу всех драконов из мира рестлинга. И он не прогадал.
Тийе был воплощением фразы "добро с кулаками": харизматичный и сильный, он быстро разорвал всех противников, напялил их головы на пики, а кишки выпустил из животов и сожрал без соли — в переносном смысле, конечно.
Публика, как крестьяне с вилами, побаивалась и уважала Голиафа с челябинских болот — особенно за убийственный приём "медвежий захват", из которого было невозможно вырваться. Но также люди знали, каким добрым сердцем в действительности обладал Морис (даже те, кто видел "медвежий захват" в деле).
После европейских рингов путь привёл рестлера в США. Здесь он получил прозвище Французский Ангел, тройную дозу популярности и несколько титулов чемпиона мира, хотя то и дело ловил на себе косые взгляды окружающих.
Огромный и добрый. Этого мало, чтобы стать прототипом?
Внешность Мориса всегда привлекала много внимания. Спустя десятки лет после его смерти магия гигантского тела вдохновила писателя Уильяма Стейга — в 1990-м он создал сказку с сюжетом, из которого "Дримворкс" впоследствии сделает мультфильм. Огромный непропорциональный Тийе на страницах книги стал зелёным огром: он жил на болоте, но из-за репрессий и великого переселения сказочных существ покинул свой дом… А остальное вы знаете.
Стейг, потомок польско-еврейских мигрантов, назвал это чудовище с доброй душой Шреком — от слова shreklekh, что на идише означает "ужасный". Уже через год право на экранизацию выкупил сам Стивен Спилберг, рассчитывавший, правда, на проходной проект. Но Шрека, как и его прототипа в реальной жизни, ожидал оглушительный успех.
Над первыми образами героев студия работала пять лет. Чтобы соответствовать духу времени, Тийе отодвинули на задний план, дав огру более популярный облик и голос тучного комика Криса Фарли. Актёр даже записал почти все реплики, но в разгар работы умер от передозировки спидболом.
У Шрека тех лет было вытянутое лицо, другой разрез глаз… Прямо сказать, он выглядел жутко — во многом из-за графики — и не прошёл естественный отбор анимационной эволюции. После трагедии с актёром процесс создания мультфильма откатили до заводских настроек и заморозили до 2001 года.
Другим человеком, чьей головой и телом собирались одарить мультяшку, был глава "Дримворкс" Уилл Айснер. Этот человек был богом искусства, икс-меном и отцом комиксов, но даже он не смог затмить фигуру Мориса Тийе, на внешний вид которого всё же в итоге стали опираться мультипликаторы.
Шрек! Я посмотрел!
Эту фразу Осла в шоке повторяли люди, выходившие из кинотеатров 21 год назад — когда мультфильм вышел в прокат. Студия выжала максимум из компьютерной графики тех лет, применила технологию захвата движений, новые программы и много передовых приёмов, но, кроме того, сделала Шрека похожим на Мориса Тийе — таким, каким его представлял Стейг.
Мультфильм стал настоящим прорывом в искусстве анимации, взял "Оскар" и кучу других заслуженных наград. По какой-то причине в "Дримворкс" до сих пор не признали, что их зелёный огр сделан по образу и подобию Французского Ангела, — хотя факты говорят об обратном.
Помимо исключительной графики и потока культурных отсылок, "Шрек" запомнился… собственно, Шреком. Тем, как герой превозмогает трагедию жизни — прямо как его уральско-французский прототип, который не раз прогонял в голове легендарный монолог, когда он ещё не стал мейнстримом: "Ай, на помощь! Назад, большое тупое чудовище! Тролль!" — не успев узнать, судят обо мне”.
Сегодня, в день рождения Мориса Тийе, это мы и постарались исправить.