Этой зимой большие кошки доставили дальневосточникам немало хлопот. Только в Хабаровском крае с декабря они заглянули в 60 населённых пунктов. И не просто прогулялись по улочкам, а загрызли сотню псов. Для местных такие потери уже стали нормой. Понемногу зверей отлавливают и пытаются лечить — в Нанайском районе поймали пятилетнего самца с собачьей головой в зубах, расхаживавшего около детского дома в Найхине. Его вес был всего 160 килограммов (при норме в 180). Спасти его врачи не смогли.
В феврале случилось страшное: голодный тигр напал на охотников в зимовье. Его застрелили, но от клыков пострадал 19-летний удэгеец — до сих пор в очень тяжёлом состоянии, ему ампутировали руку.
Выходить на люди краснокнижники стали из-за недостатка пищи в тайге. Мы пообщались со специалистами, местными жителями и попытались выяснить, что делать и кто виноват.
Нет кабанов — есть собаки
Директор Дурминского охотничьего хозяйства Александр Баталов считает, что причин для такого поведения животных много. Леса отдают в многолетнюю аренду бизнесменам — те и срубают всё без разбора, оставляя копытных без еды. А косули и изюбри — главные составляющие рациона тигров. Бонусом ещё одна беда: африканская чума свиней уничтожила остатки кабанов, которые и так кое-как выживали на этих землях. Полосатые сели на вынужденную диету.
Вдобавок досаждают браконьеры: ставят ловушки — лапозахватывающие петли. Пойманных отправляют в Китай. Там из дериватов редкого зверя изготавливают лекарства (используют всё, вплоть до усов).
"Голодные хищники куда идут? Туда, откуда идёт запах теплокровных, — в деревни, где их встречают цепные псы и принимают весь удар на себя. А тигры и рады заполучить добычу, которая не может убежать. Ну а когда закончатся собаки, переключатся на людей. Это понятие такое — ёмкость угодий", — объясняет Баталов.
20 лет назад в своей книге "Тигр на гербе Хабаровска" Александр писал, что те особи, которые воспринимали человека как объект охоты, в течение последнего века постоянно истреблялись. Остались только осторожные, приспособившиеся жить рядом и избегать встреч. Но сейчас популяция "засорилась" — стали размножаться как попало, что вкупе с остальными проблемами привело к трагедии.
В лес под страхом смерти
Алла Таирова — член районного общественного совета. В Нанайском районе живёт уже 25 лет — четыре из них в плену у тигров. Если раньше их приход в село был нонсенсом, то сейчас это обыденность. Часть населения в районах, чтобы заработать копеечку, собирает дикоросы — весной предстоит идти за черемшой и папоротником. Но как?
"Почему тигр пошёл в населённые пункты? Да потому что жрать ему нечего. Охотники говорят, что тайга пустая, следов нет — только птицы и голодные хищники. Численность кабанов сократилась за счёт вырубки дубрав — желудей ноль, плюс свиная чума. Не за горами день, когда единственной пищей полосатых станет человек. У них от голода, может, сдвиг по фазе происходит: те повадки, которые были 20 лет назад, на сегодняшний день уже не работают", — говорит Алла.
Власти предлагают людям ставить электроизгородь — за свой счёт. Цена удовольствия высотой три метра, а длиной 20 — не менее 200 тысяч рублей. А чтобы получить разрешение на отлов амурских, нужно обращаться в Москву — это долго. Да и оборудование одно на весь край.
Жители района обратились к федеральным властям — предложили следующее:
— Установить точное количество амурских тигров в Хабаровском крае.
— Сократить их численность любыми законными методами.
— Изменить законодательство о применении оружия при угрозе жизни и здоровью.
— Дать населённым пунктам оборудование для отлова, обездвиживания и транспортировки зверей.
Бумагу подписали больше 600 местных — присоединились и многие из соседних районов. Они надеются, что вопрос получится решить и скоро полосатые будут заходить в гости гораздо реже.