Китовый ус, китовый жир и китовое мясо были целой индустрией ещё каких-то 40 лет назад. Фабрики и заводы ежедневно коптили небо, делая топливо, корсеты и консервы из величественных морских животных. Всё это привело к тому, что гиганты почти исчезли, но учёные смогли отстоять их право на жизнь — 23 июля 1982 года начал действовать запрет на китовый промысел, введённый Международной китобойной комиссией. Мы знаем эту дату как Всемирный день китов и дельфинов и хотим рассказать о чудесных людях, которые хранят и спасают исполинов.
Дальневосточная колыбель
В Охотском море круглый год обитают они — гренландские киты. В длину до 17–19 метров — это величина памятника Муравьёву-Амурскому в Хабаровске. Весят 75–100 тонн, а ныряют на глубину до 300 метров. Учёные называют этот вид долгожителем: считается, что возраст может составлять до двух веков.
Одно из любимых мест гигантов — бухта Врангеля у Шантарских островов. Сюда они приплывают на спа-процедуры — счёсывают старую кожу о гранитные валуны на дне. После линьки можно и поиграть с сородичами — киты водят "хороводы", касаются друг друга, хлопают хвостами.
Нечаянная ловушка
Жизнь гренландского кита не так безоблачна и прекрасна, как кажется на первый взгляд. Они очень подвержены хищничеству косаток — почти все особи имеют шрамы от укусов на хвостах. Часто киты оказываются в опасности, когда уходят от касаток — жмутся к берегам, где их не могут достать хищники. Спасаясь от одной напасти, киты в этот момент порой попадают в другую: цепляют и тащат за собой сети или якорные канаты и запутываются.
Пробелов в изучении гренландских китов ещё немало, поэтому немногочисленные специалисты по этим млекопитающим летом отправляются в экспедицию на Шантары, где нет сотовой связи.
Нам повезло, и мы застали одного из них — Милену Морозову, — которая участвовала в операции по спасению гренландского кита в прошлом году. Его, запутавшегося в сетях, 28 июля обнаружили капитаны туристической фирмы, проходившие мимо на катамаране. Специалисты обнаружили животное только на следующий день в районе острова Рейнеке (на севере Хабаровского края). Кит находился недалеко от повреждённого ставного невода.
— Спасать китов очень небезопасно. Даже самые опытные спасатели погибают, потому что кит очень мощное животное. И даже со всеми предосторожностями может случайно задеть хвостом, а это смерть, — говорит Милена Морозова, сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, начальник экспедиции по гренландским китам.
Жизнь кита была в опасности. Приблизиться к нему учёные не могли долго — завидев людей, тот сразу уходил на глубину. Пришлось наблюдать с дрона. То, что увидели специалисты, заставляло сердце сжаться — толстый канат обернулся вокруг верхней челюсти кита, что означало абсолютную неспособность питаться. Животное часто дышало, что говорило о сильнейшем стрессе. Сдаваться было нельзя. Спасатели изготовили специальное приспособление, которое могло постепенно перетереть верёвку. Это крюк с заточенными лезвиями на внутренней стороне. Его хотели прикрепить на канат, чтобы конструкция постепенно разрезала путы, не нанося вреда животному.
Но хеппи-энда не случилось, у этой истории открытый финал. Спасение пришлось прервать из-за непогоды: сильного ветра и волн. Последний раз пленника видели в районе мыса Александра. Освободился он сам или погиб, неизвестно.
Запутанные сети
— Запутывание китов в орудиях лова и морском мусоре — серьёзная проблема. Однако у нас пока не принимаются комплексные меры по решению этого вопроса. Знаю, что в некоторых районах волонтёры очищают море от мусора, но это происходит нерегулярно и нечасто и в целом на ситуацию влияет незначительно, — говорит Милена Морозова.
Часто киты оказываются в опасной ситуации, когда уходят от косаток, жмутся к берегам, где их не могут достать хищники. Не замечают сети, цепляют и запутываются. Также часто за этим наблюдают рыбаки, но молчат — боятся ответственности за гибель краснокнижных исполинов в своих снастях. Другие, напротив, — решительно стараются помочь, но тоже молча и скрытно, ведь любые действия с краснокнижными животными должны совершаться с участием сотрудников Росприроднадзора.
Изредка бывает и такое, что киты оказываются на мелководье из-за отлива и ранят кожу о камни. Если рядом окажутся люди, шансы выжить есть. (Когда добровольцы поливают застрявших гигантов водичкой.)
— Несмотря на свой огромный размер, киты довольно пугливые. Они такие громоздкие и при этом так прекрасно двигаются, и когда смотришь на них, особенно с дрона, это такое зрелище завораживающее, — говорит Милена Морозова.
В Охотском море осталось всего 300–400 гренландских китов. Учёным удалось собрать информацию лишь о 200 из них — у каждого есть индивидуальная карточка-паспорт. Охотоморская популяция внесена в Красную книгу России. Долгосрочной программы по защите популяции гренландских китов Охотского моря пока нет, но она уже в разработке.