Москва. Федеральный

Завоевать Византию еще раз

Завоевать Византию ещё раз

Почему собор Святой Софии превращают из музея в мечеть

В 2018 году попытка сделать Софию мечетью уже предпринималась — тогда Конституционный суд Турции отклонил обращение и назвал такую возможность «недопустимой». Но в 2020 Верховный суд государства постановил, что для изменения статуса достаточно указа одного только президента Эрдогана. Сегодня решение было вынесено, и скоро в здании, которое с 1935 года было музеем, пройдут религиозные службы. С критикой уже выступили как представители православных церквей, так и США, Россия, ЮНЕСКО и даже некоторые страны Европы.

Почему собор Святой Софии настолько важен? В чём смысл превращения музея в мечеть? Имеет ли Эрдоган на это право? И как этот ход может создать Турции дополнительные проблемы?

 

 

Почему собор Святой Софии так важен?

Во-первых, это памятник истории и огромная ценность давно ушедшей культуры. Собор был построен по указу византийского императора Юстиниана I на месте сгоревшего ранее храма. Юстиниан очень хотел, чтобы новая церковь выражала «величие империи», украшая собой всю Византию. Именно поэтому по его приглашению в Константинополь съехались лучшие архитекторы тех времен, мрамор привозился из всех уголков Средиземноморья, включая Северную Африку, а в строительстве использовались элементы древних религиозных сооружений, например, колонны из храма Солнца в Риме. Софийский собор обильно украшался золотом, серебром и слоновой костью. Вышло и вправду грандиозно — всякий посетитель церкви был поражен масштабностью, замыслом и роскошью того, что он видел внутри, об этом свидетельствуют воспоминания как славянских путешественников, так и греческих летописцев. «Не знаем, на небе мы были или на земле», говорили послы князю Владимиру после того, как побывали на службе в Константинополе. Говорят, это свидетельство вместе с другими доводами подтолкнуло князя к выбору для Руси новой религии.

Во-вторых, София очень важна всем христианам мира. Именно здесь в 1054 году кардинал Папы Римского вручил константинопольскому патриарху грамоту об отлучении от церкви. Началась схизма, церковный раскол, поделивший христианство на православие и католицизм, а собор Святой Софии превратился в центр православной культуры. Можно считать, что именно в этом здании православие и появилось на свет.

В-третьих, церковь превратилась в символ османского величия. В ночь захвата Константинополя, с 28 на 29 мая 1453 года, в Софии проходило последнее христианское богослужение, которое историк Эдвин Пирс назвал «заупокойной литургией страны в агонии». Султан Мехмед II взял столицу бывшей империи, его войска вошли в город и разграбили то, что было создано Юстинианом. Затем храм стал называться Айя-София и был превращён в мечеть. Были достроены минареты, михрабы и минбары. Мечетью Айя-София и оставалась вплоть до 1935 года. 

Ататюрк и светская Турция

После Первой мировой войны Османская империя распалась, и появилась Турция. К власти пришёл бывший военный — Мустафа Кемаль Ататюрк. Ататюрк считается архитектором современного турецкого государства, его имя до сих пор закреплено в конституции. Первый президент провёл радикальные реформы, призванные сделать Турцию светской и европейской страной. Его решение присвоить Айе-Софии статус музея в 1935 году и стало символическим способом обозначить «новый турецкий курс».

Именно при Ататюрке археологи раскрывали древние фрески и мозаики, сохранившиеся за штукатуркой мечети, сняли молитвенные коврики и открыли мраморный пол, раскопали сохранившиеся фрагменты византийских колоннад.

Эрдоган против!

Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже достаточно долгое время пытается вернуть ислам в общественные отношения внутри государства. Так при нём были отменены запреты на ношение хиджабов в публичных местах, снова разрешены уроки религии (более того, их сделали обязательными). В материалах BBC даже значилось, что из программы убрали преподавание теории эволюции. Конституционные реформы Эрдогана ослабили влияние военных, которые со времен Ататюрка считали себя «движущей силой» государственной политики и несколько раз совершали перевороты, чтобы, как им казалось, навести порядок и сохранить светское и европейское наследие Мустафы Кемаля. 

В 2017 году спикер парламента и член партии Эрдогана Исмаил Кахраман заявил «Мы — мусульманская страна. По этой причине нам нужен Основной закон, опирающийся на религиозные ценности». Конституцию и правда в очередной раз изменили, но убирать пункт про недопустимость влияния религиозных чувств на политику не стали, уж слишком радикально показалось. 

Тем не менее, такие решения и заявления позволяют нам взглянуть на панораму происходящего. Возвращение определенных «традиционных ценностей» в турецкую политику — продолжающийся процесс, усилившийся именно при Эрдогане.

В 2016 году, впервые с распада Османской империи, в музее Айя-София в священный месяц Рамадан проходили чтения Корана, транслировавшиеся на всю страну.

Поэтому неудивительно, что собору Святой Софии хотят вернуть статус мечети. Это символично и вполне вписывается в то, что делают турецкие власти уже несколько лет кряду — превращают страну из светского в квазирелигиозное государство.

Интересно это и в контексте противоречий Турции с некоторыми странами Европейского Союза и Израилем. Такой ход может быть в некотором роде и политическим, даже политико-идеологическим манифестом.

В мусульманской стране, возможно, Эрдоган рассчитывает получить и дополнительную поддержку населения — выступить «защитником» исторического наследия и традиционных ценностей. 

Международная реакция

На решение государственного совета Турции сразу же отреагировали православные. Особенно это обеспокоило греков, которые ещё в 2016 году критиковали чтения Корана в музее. Константинопольский патриарх заявил следующее: «Собор Святой Софии как музей является местом и символом встречи, солидарности и взаимопонимания между христианством и исламом. Любое превращение собора Святой Софии в мечеть обернёт миллионы христиан по всему миру против ислама».

Сложные отношения возникнут и с ЮНЕСКО. В 1982 Турция подписывает Конвенцию организации о культурном наследии. А в 1985 году эту конвенцию ратифицирует парламент. ЮНЕСКО признала частью мирового культурного наследия не только Айю-Софию, но и весь исторический район Стамбула. Теоретически это значит, что перестраивать его или изменять музейный статус собора нельзя. Но практически ЮНЕСКО никак не может повлиять на происходящее, помимо заявлений. Заявление, кстати, уже выпущено и звучит оно так: «изменение статуса собора требует международных консультаций». Турки, очевидно, консультациями пренебрегли.

С обращениями к турецкому парламенту выступили самые разные госструктуры и политические деятели, от Госдумы РФ до госсекретаря США Майка Помпео.

В США, кстати, ещё в нулевых существовала христианская группа «Совет по освобождению Святой Софии». Её члены выступали за возвращение собору статуса христианской церкви. Были даже слушания в комитете Конгресса США, но… безрезультатно. 

 

 

И что в итоге?

Представители турецкого МИДа резко отвечают международным критикам в духе «это наше суверенное решение». По факту международная реакция страну мало беспокоит. По опросам одной из газет (правда, тесно связанной с государством), 73 процента жителей Турции хотели бы видеть Софию мечетью. Неудивительно для государства, где 96 процентов жителей исповедуют ислам.

Тем не менее, у такого решения есть два неприятных последствия. Первое — это усугубление конфронтации как между представителями различных конфессий, так и между Турцией и другими государствами, в особенности Грецией. Второе — это возможное изменение облика и устройства собора.

Все мы знаем, что в исламской религии есть определённые правила и ограничения по проведению служб. Возникает вопрос, не будут ли снова закрашены открытые археологами фрески (ведь к изображениям в храмах у мусульман критическое отношение)? Не будет ли изменена архитектура? Будет ли собор открыт для посещения всеми желающими и так далее? Изменение облика части мирового культурного наследия — это достаточно тревожный звоночек.

Но, несмотря на всё это, Айя-София вновь станет мечетью. И проблем у Турции, конечно, прибавится.