Москва. Федеральный

Самый джентльменский заговор

правят ли масоны миром на самом деле?

Масоны, они же вольные каменщики — одна из самых знаменитых тайных организаций. Считается, что именно они правят миром, могут свергать и назначать правительства, а в их ложах творятся кровавые и постыдные ритуалы. Они всемогущи, но при этом, якобы, почему-то продолжают бороться за власть и менять политическое устройство стран, которыми и так уже управляют. Их запрещали одни русские цари, а другие сами состояли в ложах и даже были их великими мастерами. Молва приписывает им участие и даже руководство революцией 1917 года, после которой их, однако же, немедленно запретили. Что из этого всего правда, а что нет, кто такие масоны, чем живут сейчас, и как попасть в ложу — попробуем выяснить.

1 августа 1822 Александр I вынес вердикт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ«. «Все тайные общества, под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть, и учреждения их впредь не дозволять«. 

Рескрипт этот был повторен чуть позже — 21 апреля 1826 года — Николаем I министру внутренних дел. В своём рескрипте Николай объявлял амнистию для тех, кто не засветил своё членство в ложах в 1822 году, при условии, что они сольют полные сведения о своей тайной деятельности. Считалось, что декабристское восстание возглавлялось масонами, ведь Пестель, Рылеев и Муравьёв-Апостол, трое из пяти казнённых декабристов, действительно состояли в ложах, а из шести основателей «Союза спасения» (протодекабристcкого общества) вольными каменщиками были пять человек.

Эти события положили начало преследованию в России масонских лож — одного из самых скандальных орденов, с которым уже тогда связывали всевозможные заговоры и восстания. После революции 1905 года братья было вздохнули свободно, но ненадолго —  после 1917-го их снова запретили, а члены лож подвергались преследованиям. Возрождение российского масонства началось только в 1995 году с открытием ложи «Северная звезда». 

Впрочем, каменщиков не привечали не только царь-батюшка и дедушка Ленин: Гитлер запретил сходки братьев в Германии и конфисковал их имущество. Масоны считались идейными врагами рейха и членами еврейского заговора. Запретил масонство и Муссолини, а в 1928 году в Испании членов лож обвинили в антиправительственном заговоре, и мастер Великого востока Испании был отправлен в тюрьму. Почти с момента зарождения ордена правящие элиты считали орден рассадником вольнодумства, оппозиции и либерализма, но при этом самые высокопоставленные члены этих самых элит и даже некоторые русские цари состояли в ложах. Этот парадокс (гонимость и одновременно элитарность) преследовал орден в течение всей его истории, а началась она очень давно.

Официально история масонства начинается в 1717 году в Англии, где образовалась первая Великая ложа, но конспирологи и романтики находят истоки масонства у пифагорейцев, ранних христиан и в эпоху строительства первого Храма Соломона (950-586 гг. до н.э.). 

Однако же историки и профильные исследователи считают, что традиции братства вольных каменщиков складывались в  корпорациях ремесленников древнего Рима, в ремесленных гильдиях Средневековья, а также в ордене Тамплиеров и в Крестовых походах. 

Первые документы о существовании свободной артели каменщиков и строителей относятся к 643 году — это эдикты лангобардского короля Ротари. Времена возведения огромных готических соборов диктовали свои правила. Строители и художники селились рядом со стройкой и постепенно вступали в тесное общение. Свои инструменты они, кстати, хранили в специальных бараках, которые по-английски и назывались «lodge» — ложа. В какой-то момент эти сообщества самоорганизовались в цеха, то есть сложились устоявшиеся правила относительно приёма новых членов, отношения между уже существующими членами цеха, разрешения споров и т.д. В Англии цеха каменщиков и получили наименование Freemason, Free-Stone-Mason.

Прогрессивный и вольнодумный элемент в ложи внесли сторонние каменщики — с конца 16 века учёные, образованные люди, не принадлежавшие к строительным артелям, стали получать доступ в эти ранее закрытые сообщества. 

«Королевским искусством» масонство стали называть в XVII, когда в ложу вступил Вильгельм III Оранский. Считается, что именно тогда у вольных каменщиков появилась идея о том, чтобы вдохнуть в свои собрания идею о лучшем мире и высшей справедливости.

После Тридцатилетней войны, когда протестанты и католики из-за религиозных разногласий чуть не вырезали пол-Европы, просвещённые господа задумались о том, что надо как-то уметь договариваться, начали формироваться основные принципы масонства: единство, несмотря на религиозную принадлежность, гармония и знаменитый принцип, что «если брат к брату обратится, то он обязан второго выслушать». Также считалось, что братьям по ложе не нужны расписки — слово масона крепче любой официальной бумаги.

Спустя 30-40 лет члены братства начали понимать, что вот такая надкультурная и надрелигиозная организация имеет большие перспективы, и можно создать всемирную сеть, где люди могли бы заниматься взаимопомщью и решать мировые проблемы лишь по той причине, что они все принадлежат к одному ордену. Именно тогда масоны как никогда были близки к идеалу «тайного общества, правящего миром». К сожалению или к счастью, этому идеалу не суждено было сбыться.

В Россию масонство якобы привёз Петр I, который стал масоном во время своих зарубежных поездок. По легенде, он же и стал первым Великим мастером первой российской ложи. Но это — не более, чем легенда.

В 18 веке организации вольных каменщиков начали дробиться по политическим причинам, появились линии раскола на тему того, какое масонство правильнее, и все идеи о великом братстве потерпели крушение. Организации поначалу разделилось на «регулярные» и «либеральные». К первым относились английские, шотландские, американские и австралийские ложи, ко вторым — французские, бельгийские и итальянские. 

Появились разнообразные уставы, обычно учившие тому, что только их правила единственно верные. Эта ситуация продолжает существовать и до сих пор.

В основных принципах масонства прописана гармония, братство, и запрещено сеять рознь. Однако на деле ложи часто занимаются именно этим: враждуют между собой. По этой причине глупо говорить о каменщиках как о глобальной сети, которая объединяет всех правителей мира. 

И всё-таки если вы когда-нибудь встречали настоящего члена масонской ложи и пытались выпытать у него, что происходит за закрытыми дверьми — у вас, скорее всего, сложилось ощущение, что он чего-то недоговаривает.

В современной поп-культуре собрания масонских лож изображаются достаточно неоднозначно, вспомнить хотя бы скандальную «Чёрную мессу» из фильма Стэнли Кубрика «Широко закрытые глаза» или же фотографии с иллюминатской вечеринки Ротшильдов в 1972 году (там, где баронесса Ротшильд с головой оленя с бриллиантовыми слезами, Сальвадор Дали, разбитые головы кукол, мохнатые тарелки и «принесённые в жертву» манекены). 

На деле же всё обстоит не совсем так, а точнее, совсем не так романтично. 

Основной задачей масонства являлось и до сих пор остаётся нравственно-этическое совершенствование, а также благотворительность. «В масоны принимаются верующие в единого бога мужчины свободных и добрых нравов», — говорится в уставе регулярных организаций.

Единой масонской организации не существует: в мире огромное число лож, и каждая — сама себе хозяин. Ложи могут враждовать между собой, сотрудничать или вообще друг друга не замечать. Есть более прогрессивные и либеральные организации, есть более религиозные и олдскульные. 

Феминистки любят упрекать масонство за несовременность и патриархальный уклад — считается, что женщинам находиться в ложе запрещено. Но, как мы уже говорили, масонство развивалось двумя путями: английское и французское. На английское масонство оказала существенное влияние система джентельменских клубов, когда мужчины сбегали от жён и семьи в компанию единомышленников. 

Во Франции же масоны быстро поняли, что без женщин — не жизнь, поэтому был создан институт «смешанных лож», куда принимали и дам. Французские женщины быстро решили, что они хотят свои собрания, и начали появляться чисто женские ложи. В их становлении большую роль сыграл граф Калиостро со своим египетским масонством, где женщины были уравнены в правах с мужчинами. Спутница жизни Калиостро — госпожа Феличини — была Великой мастерицей, и этот титул стал равен Великому мастеру. Женские ложи существовали и продолжают существовать в Европе.

Помимо дискуссий на разнообразные гуманитарные темы, люди занимаются там и ритуальной работой. Какому-нибудь современному кризисному психологу это может показаться детским садом. Хотя для 18 века такие ритуалы, иногда похожие на расстановки Хеллингера, иногда на психотерапевтические приемы для растормаживания нервной системы, были откровением. Цель ритуальных действий ровно та же, что и была с начала зарождениях всех религий, —  ввести человека в пространство мифа, в некую пограничную реальность и приобрести особое состояние, которое позволяет обнаружить в себе скрытые ресурсы и приобщение к духовному опыту

Как правило, желающие попасть в масонскую организацию приходят сами. Активный набор обычно строго запрещён регламентом, но поскольку лож бесчисленное множество, и они не похожи одна на другую — любая Великая ложа может прописать себе в кодексе разрешение на рекрутинг (как это делают, например, в Америке). Тем не менее люди чаще сами ищут пути попасть в ложу. Для этого достаточно заполнить анкету на сайте, пройти пару собеседований по интернету, и если вы адекватны, вас ждёт очная встреча.

Помимо этого, для вступления в ложу необходимы рекомендации её действительных членов, так что посвящению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых ложах требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится всё менее распространённым. И да, членство стоит денег: например, взносы в Великой ложе России составляют 10-30 тысяч в год, посвящение обойдётся в 35-60 тысяч. 

Как уже было сказано выше, в масоны принимают «людей нравственных и добрых нравов», но для приёма всё-таки необходим некий культурный и образовательный бэкграунд. Обычно в ложах запрещено обсуждать политику и религию, и тем не менее, для вступления политические и религиозные взгляды кандидата могут иметь значение. Вас вряд ли примут, если вы член крайне правой партии или атеист — большинство лож всё же требует верить в единого Бога-творца и приносить клятву на священной книге вашей религии, будь то Евангелие, Тора или Коран. 

Когда кандидат проходит все собеседования, он предстаёт перед членам всей ложи с завязанными глазами. Это последний этап. После чего его выводят из зала, и объявляется тайное голосование. Члены ложи, голосующие за вступление кандидата, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить прошение кандидата, устанавливается местной великой ложей: в некоторых оно равно одному голосу, в некоторых — двум.

Если кандидата принимают, то следует обряд посвящения. Его заводят в «комнату размышлений», выкрашенную в чёрный цвет, в которой могут находиться предметы, напоминающие о бренности бытия. После этого кандидат должен написать своё морально-философское завещание и вновь подтвердить свою веру в единого Творца. 

Перед входом в храм кандидату завязывают глаза и частично раздевают (левая грудь обнажена) — это считается знаком смирения, когда человек «ни одет, ни раздет»; также у него отбирают все ценности, засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. На шею кандидату надевают верёвку, которая символизирует узы человеческого несовершенства. 

В храме кандидат проходит через ритуальные испытания, беседует с членами ложи и принимает нравственные наставления. В конце ритуала он должен поклясться на священной книге своей религии, на которую кладётся циркуль и наугольник (но в некоторых ложах может использоваться просто книга с белыми страницами). После этого кандидату развязывают глаза, говорят, что он прошёл испытания, и надевают масонский фартук.  

Основными символами масонства считаются инструменты каменщиков: циркуль и наугольник, мастерок, молоток и зубило, линейка и фартук. Всё это в том числе связано с масонскими представлениями о Боге как об архитекторе вселенной. 

Самым известным в поп-культуре символом масонства считается глаз, вписанный в треугольник, — «Лучезарная дельта». Глаз был заимствован из христианской символики — это всевидящее око Бога, а треугольник символизирует Троицу. «Лучезарная дельта» должна напоминать брату о всепроникновении Творца. 

Итак, никаких ритуальных оргий с жертвоприношениями в духе гравюр Лео Таксиля у масонов нет. Вольные каменщики всячески насаждают нравственность и не устают говорить, что масонство — для приличных и нравственных людей. Они не практикуют сексуальную магию и не поклоняются Бафомету. Они не правят миром и не совершают революций, несмотря на чёрный пиар, который преследует эту организацию почти с момента её основания. Братья чтут труд во всех его проявлениях, занимаются благотворительностью и пишут философские работы. 

Скучно? Возможно. Тем не менее, несмотря на это, масонство сохраняет романтический и таинственный флёр тайного общества, поток кандидатов не иссякает, а основные принципы масонов до сих пор остаются актуальными. И, наверное, будут оставаться до тех пор, пока человек смотрит в небо и задумывается о жизни, Вселенной и всём таком.