Повестка в играх:
Спасибо, Трамп, но мы всё ещё в аду
Повестка в играх:
Спасибо, Трамп, но мы всё ещё в аду
Вы точно не на работе, да?
Признавайтесь, вы же сейчас вместо совещания в зуме пытаетесь захватить крепость орков в очередной RPG? Или, может, строите виртуальную ферму, пока начальник не видит? Не стыдно — 3 миллиарда человек на планете делают то же самое. Кто-то охотится на террористов в пустынях, кто-то отправляет дивизии велосипедистов «брать Сомали», а кто-то… пишет статьи об играх. Но сегодня мы поговорим не о вас, а о тех, кто эти игры создаёт.


От лапши до
небоскрёбов:
как корпорации потеряли душу
(и где её искать)
Одни разработчики — это студенты, жующие лапшу в общаге, другие — гиганты с офисами в сияющих небоскрёбах. Последние, впрочем, тоже начинали с гаражей и пиццы за 99 центов (во всяком случае, так гласит легенда). Но по пути от рамена к миллионам долларов они не только обрели славу, но и потеряли что-то. Многие геймеры клянутся — что-то очень важное.
На заре игровой эры всё было просто: интернет — территория анархии, игры — её дикое приложение. В NHL’93 хоккеисты крушили друг друга клюшками до мяса и крови, в Night Trap для Sega можно было подглядывать за голыми девушками (очень реалистичными!), а для Atari 2600 продавались картриджи с порно. Восьмибитным, lol!



Но вольнице пришёл конец. В 1994 году конгрессмены США внезапно решили, что в Mortal Kombat слишком много кровищи. На слушаниях вспомнили и про Night Trap, и другие «ужасы». Результат? Система рейтингов ESRB, после которой подростки до 16 лет не могли купить GTA просто так. А потом случилось неизбежное: 13-летний Ной Вилсон пырнул одноклассника ножом, мать обвинила Mortal Kombat, а в 1998-м Митчелл Джонсон и Эндрю Голден устроили школьный расстрел — следователи снова кивнули на игры.
К началу нулевых возрастные рейтинги стали мировой нормой, а издатели научились самоцензуре.

Критики
vs. Геймеры:
битва за мотоцикл
В 80-х игровые журналы были рекламой в чистом виде: Amiga Action, Nintendo Power, наш родной «Dendy — новая реальность». Но в 90-х появилась «независимая критика»: Game Informer, IGN, российское Game.exe. Критики вдруг стали влиятельнее авторов.

И всё было почти хорошо, вот только «ценители» часто не понимали, о чём пишут. Рецензент IGN раскритиковал Alien: Isolation за… слишком умного Чужого (разработчики, вы чудовища!). Другой эксперт возненавидел Days Gone из-за «сложного» апгрейда мотоцикла, с которого он всё время падал. А когда в Pokémon Sapphire оказалось «слишком много воды» (камон, там игра ПРО ОГОНЬ И ВОДУ!), фанаты просто потеряли дар речи.

Но самое страшное — студии начали верить этим отзывам. Вместо игроков они стали угождать журналистам. Так родился мем: Critics don’t understand video games (Критики не понимают видеоигры).
И всё было почти хорошо, вот только «ценители» часто не понимали, о чём пишут. Рецензент IGN раскритиковал Alien: Isolation за… слишком умного Чужого (разработчики, вы чудовища!). Другой эксперт возненавидел Days Gone из-за «сложного» апгрейда мотоцикла, с которого он всё время падал. А когда в Pokémon Sapphire оказалось «слишком много воды» (камон, там игра ПРО ОГОНЬ И ВОДУ!), фанаты просто потеряли дар речи.
Но самое страшное — студии начали верить этим отзывам. Вместо игроков они стали угождать журналистам. Так родился мем: Critics don’t understand video games (Критики не понимают видеоигры).



Инвесторы
врываются в чат:
«Добавьте небинарную панду,
или денег не будет!»
Мы совсем забыли: ещё есть инвесторы. Да, мы все слышали сказки про гениев из гаража, но сегодня для AAA-игры нужны сотни специалистов и миллионы долларов. Сегодня игровой рынок наполовину принадлежит фондам. Их девиз: «Никаких рисков, только проверенные формулы и… DEI». Diversity, Equity & Inclusion (Разнообразие, равенство и инклюзивность) — их любимый акроним. Хочешь денег? Добавь в игру небинарного мага-инвалида и сними трейлер с радужным флагом.
Игры вроде Let’s Build a dungeon пародируют этот ад: там вы создаёте ролевую онлайн-игру. Но справиться с этим очень тяжело. Нужно выполнять условия инвесторов и регулярно обновлять игру, чтобы игроки не заскучали. Ну и конечно терпеть критиков с их глупыми придирками.
К 2010 году издателям пришлось балансировать на трёх стульях: правительство, критики, инвесторы. Но погодите, сейчас появится четвёртый… ПОВЕСТОЧКА!


Анита Саркисян
и Sweet Baby Inc.:
как феминизм съел гейминг
Точно сказать, когда в игры пришла ЛГБТ*-повестка, нельзя. Ещё в оригинальной Fallout женский персонаж мог заняться однополой любовью с проституткой (осуждаем!), а в Fallout 2 — мужской выйти замуж за мужика в деревне мутантов (решительно осуждаем!). Но всё это было скорее приколом, чем пропагандой.
---

Всё изменила Анита Саркисян — канадская активистка, выпускница Йорка с дипломом о «сильных женщинах в фэнтези». В 2009-м она создала сайт Feminist Frequency, а в 2010-м обрушилась на игры с лекциями о «тропах против женщин». По странному совпадению, Анита дружила с издателями — и её мнение стало весомым. Например, в 2012-м она консультировала Ubisoft по поводу «сексизма» в Assassin’s Creed, после чего женские персонажи в серии стали редкостью на годы. Геймеры угорали, узнав, что Саркисян… не любит играть в игры. Знаменитый мем: «Порадовать Аниту можно, добавив двух женщин, говорящих не о мужиках».
К 2020-му Анита «завершила миссию», но её последователи пошли дальше. В 2018-м они создали Sweet Baby Inc. — компанию, которая «консультировала» студии. Их рецепт: перекрасить героев, добавить небинарных персонажей и устроить ссоры в командах.
Всё изменила Анита Саркисян — канадская активистка, выпускница Йорка с дипломом о «сильных женщинах в фэнтези». В 2009-м она создала сайт Feminist Frequency, а в 2010-м обрушилась на игры с лекциями о «тропах против женщин». По странному совпадению, Анита дружила с издателями — и её мнение стало весомым. Например, в 2012-м она консультировала Ubisoft по поводу «сексизма» в Assassin’s Creed, после чего женские персонажи в серии стали редкостью на годы. Геймеры угорали, узнав, что Саркисян… не любит играть в игры. Знаменитый мем: «Порадовать Аниту можно, добавив двух женщин, говорящих не о мужиках».

К 2020-му Анита «завершила миссию», но её последователи пошли дальше. В 2018-м они создали Sweet Baby Inc. — компанию, которая «консультировала» студии. Их рецепт: перекрасить героев, добавить небинарных персонажей и устроить ссоры в командах.
Всё изменила Анита Саркисян — канадская активистка, выпускница Йорка с дипломом о «сильных женщинах в фэнтези». В 2009-м она создала сайт Feminist Frequency, а в 2010-м обрушилась на игры с лекциями о «тропах против женщин». По странному совпадению, Анита дружила с издателями — и её мнение стало весомым. Например, в 2012-м она консультировала Ubisoft по поводу «сексизма» в Assassin’s Creed, после чего женские персонажи в серии стали редкостью на годы. Геймеры угорали, узнав, что Саркисян… не любит играть в игры. Знаменитый мем: «Порадовать Аниту можно, добавив двух женщин, говорящих не о мужиках».
К 2020-му Анита «завершила миссию», но её последователи пошли дальше. В 2018-м они создали Sweet Baby Inc. — компанию, которая «консультировала» студии. Их рецепт: перекрасить героев, добавить небинарных персонажей и устроить ссоры в командах.

Примеры? Пожалуйста:

Alan Wake 2: героиня сменила расу без объяснений, хотя в первой части её происхождение было ключевым для сюжета.
The Last of Us Part II: месть, ЛГБТ*-драма и смерть фаворитов фанатов. Последние заметили, что сцена убийства Джоэла повторяет троп «женщина-злодейка убивает отца фигуры» — любимый мотив Саркисян.

God of War: Ragnarok: чернокожие богини в Асгарде (историки в ауте). Даже скандинавские мифы не избежали ревизии.
Инвесторы вроде BlackRock и Vanguard поддержали тренд: «Толерантность — это деньги».


Геймергейт 2.0:
Бразилец-мститель
vs. «Сладкие детишки»
Геймеры взбунтовались. На помощь пришёл анонимный бразилец в Steam, отмечавший все игры с «консультациями» Sweet Baby Inc. Его список превратился в библию для тех, кто устал от навязчивой повестки. Журналисты назвали фанатов «ультраправыми троллями», но разрабы встали на их сторону.
Например, создатель Flintlock рассказал, как консультант Sweet Baby перекрасил персонажа в чёрного, устроил ссору в команде и ушёл с деньгами, оставив проект без ключевой механики. Разработчики Skull and Bones признались, что из-за требований DEI им пришлось переписывать сюжет трижды, что задержало релиз на годы.
Другие студии, отказавшиеся от DEI, подверглись травле. Ответом стал форум на Reddit, где разработчики делились «историями ужасов» о «сладких детишках». Один из постов описал, как в стратегии Age of Empires IV консультанты потребовали убрать «колониалистский подтекст» — в итоге игра лишилась половины исторических кампаний.
Начался «Геймергейт 2.0» — война за то, кому принадлежат игры: фанатам или активистам.


А что не так
с повесточкой?
И действительно — что плохого в том, что парочка персонажей будет иметь другой цвет кожи или однополые отношения, пропаганда которых запрещена в России, но не в остальном мире? Ведь никому не мешали невинные приколы из того же Fallout? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять психологию геймера.
Человек, играющий в консоль, хочет прежде всего уйти от реального мира. Попутешествовать по галактике, посражаться со злыми скелетами или просто построить дом. И пока сюжет и персонажи игры не противоречат этому желанию, всё хорошо. Проблема в том, что проникновение «повесточки» в игры разрушает эту иллюзию, засилие геев и небинарных разрушает волшебную иллюзию. Каждая крупная игра обязательно расскажет и про расизм, и про то, что главный герой зачем-то влюбился в парня. И если бы это было в единицах игр, то было бы нормально, но когда это везде — это бесит и заставляет думать, что разработчики сошли с ума.
Кроме того, большие игры делаются для большого круга людей, а не для той очень узкой аудитории, для которой «повесточка» важна. Игрока отталкивает игра, которая ему не подходит.


Трамп придёт —
порядок наведёт
(но кола диетическая, ок?)
В 2024 году Дональд Трамп вернулся в Белый дом, объявив войну толерантности. Оба кандидата агитировали геймеров: Камала Харрис построила в Fortnite Freedom Town (не помогло), а Трамп заручился поддержкой стримера Эдина Росса, чьи ролики с Grand Theft Auto собирали миллионы.

После инаугурации Трамп заявил: «У американцев снова два гендера». Бизнес отреагировал мгновенно:
— CI Games отказались от DEI в найме и играх, вернув в новую часть Lords of the Fallen кровь и мрачный сеттинг.

— Йохан Пилештедт из Arrowhead написал в X: «Никогда не добавляйте DEI в игры!» Его Helldivers 2 высмеяла политкорректность через пародию на военную пропаганду.

— Electronic Arts заморозили страничку DEI на сайте, а в EA FC 25 внезапно исчезли флаги ЛГБТ*-сообществ.

— Sweet Baby Inc. оказались на грани закрытия: их последний проект, консольная RPG Nova Protocol, провалился из-за бойкота геймеров.

Но не всё так радужно: сам Трамп в прошлом обвинял игры в школьных расстрелах. В 2025-м его администрация уже готовит закон о запрете «жестоких игр» для несовершеннолетних. Геймеры благодарны, но помнят — балансировать на четырёх «стульях» всё ещё придётся.


Эпилог:
«Свободны
ли игры?»
(спойлер: нет)
Удаление одного «стула» — не победа. Инвесторы никуда не делись (BlackRock всё ещё владеет долями в Microsoft и Sony), критики всё ещё пишут ерунду, а правительства следят за контентом. Да и Трамп — любитель непредсказуемых поворотов: его закон о «патриотических играх» может оказаться хуже DEI.
Но геймеры снова поверили: их голос что-то значит. А значит, война за игры — та самая, где сражаются не за крепости орков, а за право остаться собой, — продолжается. Pass the controller.
*Движение ЛГБТ запрещено в РФ и признано экстремистским.
Автор: Ян-Винсент Петровский
Следите за нашими новостями в удобном формате
Поделиться: