Москва. Федеральный

Католицизм или православие: в чем главные отличия двух ветвей христианства

Католицизм или православие

в чем главные отличия двух ветвей христианства

В 988 году князь Владимир Святославич, он же Красно Солнышко, принял решение об утверждении православия государственной верой Руси. Мы все знаем легенду о том, как послы разных религий приходили к князю и агитировали каждый за свою. От ислама Владимир отказался, потому что «Руси есть веселие пити», иудаизм отверг, поскольку исповедующие эту веру не имели собственной земли, в католицизм не захотел, «ибо и отцы наши не приняли этого». Православие же правителю Руси приглянулось, особенно после пышной службы в Константинополе.

Некоторые историки считают, что рассказ этот полностью выдуман, некоторые — что он художественно описывает процесс принятия решения, которое на самом деле было политическим. Тем не менее с той поры в России купола церквей строят луковицами, а не острыми, как у католиков, в наших храмах нет скульптурных изображений Христа и Марии, а Пасху и Рождество мы празднуем не одновременно с Европой. Хорошо это или плохо? Давайте смотреть.

Мягкая сила Римской империи

О практике инквизиции

Раннее христианство было единым примерно до V века, когда от него стали откалываться первые древневосточные православные. Римская церковь начала выделяться в отдельную структуру позднее, около VIII века. Рим существовал в окружении языческой Западной Европы, которую нужно было подчинить своей воле. Для них надо было создать единый закон, единые правила совместного существования и научить их единому языку. Папский престол решил взять религию за основу этого подчинения — сейчас это называли бы «мягкой силой». И у них неплохо получилось.

Монастыри в ту пору были единственным местом, где можно было получить нормальное образование. Поскольку все службы велись на латыни и все основные тексты, которые можно было найти в монастырских библиотеках, тоже были написаны на этом языке, то юноше, желающему постичь науки или хотя бы просто научиться грамоте, было необходимо учить латынь. Вместе с ней в голову вкладывались христианские заповеди и общая картина мира.

В ней Папа Римский был непогрешимым главой церкви, которого нельзя было подвергать никакой критике. Любые отступления от истинной веры жестоко карались — позже появился институт инквизиции. В XII–XV веках текст Святого писания вообще скрывался от «простого народа» — дабы не повадно было трактовать его по-своему и создавать ереси. Крестовые походы обращали в «правильное христианство» огнём и мечом. Таким образом, католичество было инструментом того, что сейчас модно называть «колониализмом». Русь, и позже Россия, не приняв в свое время католическую веру, избежала всего этого.

Раннее христианство было единым примерно до V века, когда от него стали откалываться первые древневосточные православные. Римская церковь начала выделяться в отдельную структуру позднее, около VIII века. Рим существовал в окружении языческой Западной Европы, которую нужно было подчинить своей воле. Для них надо было создать единый закон, единые правила совместного существования и научить их единому языку. Папский престол решил взять религию за основу этого подчинения — сейчас это называли бы «мягкой силой». И у них неплохо получилось.

Монастыри в ту пору были единственным местом, где можно было получить нормальное образование. Поскольку все службы велись на латыни и все основные тексты, которые можно было найти в монастырских библиотеках, тоже были написаны на этом языке, то юноше, желающему постичь науки или хотя бы просто научиться грамоте, было необходимо учить латынь. Вместе с ней в голову вкладывались христианские заповеди и общая картина мира.

В ней Папа Римский был непогрешимым главой церкви, которого нельзя было подвергать никакой критике. Любые отступления от истинной веры жестоко карались — позже появился институт инквизиции. В XII–XV веках текст Святого писания вообще скрывался от «простого народа» — дабы не повадно было трактовать его по-своему и создавать ереси. Крестовые походы обращали в «правильное христианство» огнём и мечом. Таким образом, католичество было инструментом того, что сейчас модно называть «колониализмом». Русь, и позже Россия, не приняв в свое время католическую веру, избежала всего этого.

Судья против врача

Учения о верховенстве церковной власти и грехе

Одно из главных изобретений Римской империи — суд и так называемое «римское» право. Все величайшие римские ораторы и писатели, чьи тексты дошли до нас, были адвокатами или политиками. Умение защищать себя во время судебного процесса было обязательным компонентом ars liberalis — наук, которыми гражданин должен овладеть, чтобы быть достойным называться свободным.

Учение Христа римская церковь тоже воспринимала через «юридическую» призму. Бог там — верховный судья, Дьявол — прокурор, Христос — адвокат, грех — преступление. В католичестве можно «снять грехи», то есть как бы погасить судимость, можно откупиться штрафом, «индульгенцией». Наконец, есть понятие «божьего суда», когда испытуемому, например, давали в руку раскалённый железный брусок, и, если он мог вытерпеть, — значит, Бог на его стороне, а если нет, то — извините.

В Православии грех принято воспринимать как болезнь, а Бога и церковь — как врачей, исцеляющих от недуга. Никакого «Суда божьего» в нашей церкви не было, а если на грешника налагались какие-то наказания, то, опять же — чтобы исцелить заблудшую душу и наставить на путь истинный.

Ещё православная церковь не настаивает на принципе единоначалия, для неё важно только, чтобы все соблюдали одни и те же таинства, а безошибочными считают решения Вселенских соборов. Католики считают Папу Римского наместником Бога на земле, а все его действия — безошибочными. Поэтому, например, в православии есть разные поместные церкви (Сербская, Грузинская, Константинопольская и прочие), принадлежа к одной из которых человек принадлежит к православию вообще. Католики же могут относиться только к одной и единственной Католической церкви, подчиняясь одному папе.

Одно из главных изобретений Римской империи — суд и так называемое «римское» право. Все величайшие римские ораторы и писатели, чьи тексты дошли до нас, были адвокатами или политиками. Умение защищать себя во время судебного процесса было обязательным компонентом ars liberalis — наук, которыми гражданин должен овладеть, чтобы быть достойным называться свободным.

Учение Христа римская церковь тоже воспринимала через «юридическую» призму. Бог там — верховный судья, Дьявол — прокурор, Христос — адвокат, грех — преступление. В католичестве можно «снять грехи», то есть как бы погасить судимость, можно откупиться штрафом, «индульгенцией». Наконец, есть понятие «божьего суда», когда испытуемому, например, давали в руку раскалённый железный брусок, и, если он мог вытерпеть, — значит, Бог на его стороне, а если нет, то — извините.

В Православии грех принято воспринимать как болезнь, а Бога и церковь — как врачей, исцеляющих от недуга. Никакого «Суда божьего» в нашей церкви не было, а если на грешника налагались какие-то наказания, то, опять же — чтобы исцелить заблудшую душу и наставить на путь истинный.

Ещё православная церковь не настаивает на принципе единоначалия, для неё важно только, чтобы все соблюдали одни и те же таинства, а безошибочными считают решения Вселенских соборов. Католики считают Папу Римского наместником Бога на земле, а все его действия — безошибочными. Поэтому, например, в православии есть разные поместные церкви (Сербская, Грузинская, Константинопольская и прочие), принадлежа к одной из которых человек принадлежит к православию вообще. Католики же могут относиться только к одной и единственной Католической церкви, подчиняясь одному папе.

О любви

Учения о Богородице и семейных отношениях

В католицизме дева Мария играет гораздо большую роль, чем в православии. Есть версия, что во время крестовых походов её образ заменял воинам мать. Но с большой славой приходит большая ответственность. Как относятся в двух ветвях христианства к женщинам и делам сердечным?

Одно из важных отличий православия от католичества: православные не признают догмат о непорочном зачатии и не считают Богородицу безгрешной.

«Учение о безгрешности Богоматери учению православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя»

— говорил святитель Иоанн Шанхайский.

И, признавая Марию обычной женщиной, православная церковь одновременно терпимее относится к женщинам другим.

Например, католики не признают разводов. Наша церковь же с самого начала допускала их возможность, пусть и в отдельных случаях. Католики запрещают священникам жениться, в православии безбрачия должны придерживаться только епископы.

Также католики запрещают любую контрацепцию. Презервативы, таблетки, спирали — всё это грех и харам. Православие предохраняться не запрещает — при условии, что вы состоите с партнёром в законном браке. Так что и здесь мы, оказывается, гораздо прогрессивнее наших западных братьев.

А ещё…

Обе конфессии верят, что есть единый Бог, который существует в трёх равных лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Но католики исповедуют, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православные же исповедуют Духа Святого, исходящего только от Отца. Это ключевое и на сегодня неразрешимое отличие вероучений.

Католики утверждают, что, кроме рая и ада, есть чистилище — место, куда попадают души с, говоря языком римских адвокатов, неясным правовым статусом. В православии чистилища нет, хотя есть что-то условно похожее: мытарства.

В католичестве во время молитвы долгое время стоят на коленях — для этого в соборах даже есть скамейки со специальными приступками. В православии положено класть земные поклоны, поэтому лавочек нет.

У католиков считается, что Бога можно оскорбить, и это почитается за грех. В настоящем же православии принято считать, что Бог бесстрастен, прост и неизменен, а потому, сколько ни оскорбляй — хуже будет только тебе.

Но мы всё равно не советуем вам делать этого, поскольку, кроме решений Вселенских соборов, есть ещё закон о защите верующих. Кстати, всех читающих — ещё раз с праздником Светлой Пасхи! Христос Воскрес!

Автор: Дмитрий Петровский

Следите за нашими новостями в удобном формате

Поделиться: