Москва. Федеральный

Истоки «Звёздных войн»: как Лукас подглядел магистра Йоду в советском фильме Куросавы

Истоки

«Звёздных войн»:

как Джордж Лукас подглядел магистра Йоду в советском фильме Акиры Куросавы

Представьте себе мир, в котором не существует «Звёздных войн». Вот вообще.

Никакой сказки про лазерные заточки и сложные отношения одной большой и податливой тёмной силе семейки Скайуокеров. Фильмы, сериалы, мерч, игры, стаканы, плакаты, футболки, костюмы для собак и медицинские шапочки. Всего этого могло не существовать, если бы однажды Акира Куросава не снял в СССР фильм про экспедицию в уссурийскую тайгу.

Знакомьтесь — Дерсу Узала. Коренной житель непроходимых хвойных лесов, проводник нескольких экспедиций российского исследователя и писателя Владимира Арсеньева и прародитель магистра Йоды из вселенной Звёздных войн.

всему виной Акира Куросава

В 1973 году Акира Куросава, по мнению многих игроков японской киноиндустрии, выходит в тираж. Его последняя на тот момент работа «Под стук трамвайных колёс» почти не собирает денег в прокате. Вместо оваций и роялти режиссёру дастаётся лишь номинация на «Оскар». Но статуэтку на завтрак не съешь.

Куросава не отбивает затрат на фильм на родине, а в мировом прокате лента вообще летит под нож цензуры и превращается непонятно во что. Деньги заканчиваются, студии отказываются финансировать его проекты. Как настоящий самурай, Куросава не выдерживает и уже готовится к сэппуке. Но тут приходит спасение.

В 1973 году Акира Куросава, по мнению многих игроков японской киноиндустрии, выходит в тираж. Его последняя на тот момент работа «Под стук трамвайных колёс» почти не собирает денег в прокате. Вместо оваций и роялти режиссёру дастаётся лишь номинация на «Оскар». Но статуэтку на завтрак не съешь.

Куросава не отбивает затрат на фильм на родине, а в мировом прокате лента вообще летит под нож цензуры и превращается непонятно во что. Деньги заканчиваются, студии отказываются финансировать его проекты. Как настоящий самурай, Куросава не выдерживает и уже готовится к сэппуке. Но тут приходит спасение.

Режиссёра приглашают в Советский Союз. Ему предстоит работа над экранизацией произведения русского писателя и путешественника Владимира Арсеньева. Так появляется «Дерсу Узала» — первый фильм Куросавы не на японском языке. А также единственный снятый на широкоформатную 70-миллиметровую пленку. Плюс картина вдохновляет Джорджа Лукаса на создание магистра Йоды. А он в свою очередь отсылает несколько сцен космической саги к оригиналу. Но это позже.

Сюжет «Дерсу Узала» строится вокруг путешествий Владимира Арсеньева по уссурийской тайге и дружбе с местным охотником-отшельником по имени Дерсу. Очаровательный коротышка живёт среди непроходимых лесов, передвигается по тайге без навигатора и говорит на ломанном языке, переставляя слова.

В фильме Дерсу учит путешественника Арсеньева жить в гармонии с природой и становится кем-то вроде его духовного наставника, что помогает им обоим пережить множество опасных приключений и стать настоящими друзьями.

Когда в 1975 году фильм выходит на экраны, Куросава не только возвращает себе титул одного из лучших режиссёров, но и провоцирует появление огромного пласта поп культуры.

Переживший страшную депрессию Куросава вкладывает всю душу как в повествование, так и визуальный ряд. А Джордж Лукас уже во второй раз крадёт у него половину идей.

А когда был первый?

Январь 1973 года. В ограниченный американский прокат выходит картина молодого Лукаса «Американские граффити». Несмотря на низкие оценки взрослых критиков, молодёжь от 14 до 18 лет воспринимает историю о бунтующих подростках и крутых тачках на ура. Как говорится, «пацаны, вчера фильм смотрел, главный герой там ну тупо я».

К августу 1973-го «Американские граффити» добираются до больших экранов и становятся самым кассовым фильмом в истории. При бюджете всего в один миллион зелёных в кассу падает больше ста лямов долларов. Казалось бы, иди снимай продолжение или выпускай ещё сотню ремейков с новыми лицами, но Джордж идёт дальше. Точнее, за те полгода, пока шла война за прокат фильма на больших экранах, он садится за концепт «Звёздных войн».

Январь 1973 года. В ограниченный американский прокат выходит картина молодого Лукаса «Американские граффити». Несмотря на низкие оценки взрослых критиков, молодёжь от 14 до 18 лет воспринимает историю о бунтующих подростках и крутых тачках на ура. Как говорится, «пацаны, вчера фильм смотрел, главный герой там ну тупо я».

К августу 1973-го «Американские граффити» добираются до больших экранов и становятся самым кассовым фильмом в истории. При бюджете всего в один миллион зелёных в кассу падает больше ста лямов долларов. Казалось бы, иди снимай продолжение или выпускай ещё сотню ремейков с новыми лицами, но Джордж идёт дальше. Точнее, за те полгода, пока шла война за прокат фильма на больших экранах, он садится за концепт «Звёздных войн».

К слову, в тот период «Юнивёрсал» отказал ему в финансировании космической саги — и за штурвал процесса уселся «20 век Фокс». Как же в «Юнивёрсал» потом чувствовали…

Увидев, какой эффект произвели «Граффити» на старшеклассников, я задумался о ребятах 10 и 12 лет. Я видел, что у детей этого возраста нет мира фантазий, который был у нас. У них нет ни вестернов, ни фильмов о пиратах, ни всех этих дурацких фантастических сериалов, в которые мы искренне верили. А ещё у них нет героев. Я всегда был горячим поклонником Флэша Гордона и ратовал за освоение космоса. Я тогда чувствовал, что детям просто необходим мир фантазий.

— Джордж Лукас

Забавный факт. Лукас просто ненавидит работать над сценариями самостоятельно. При любом удобном случае он спихивает монотонный процесс самокопания на других и лишь иногда вносит правки. Но на тот момент весь концепт лежит только у него в голове, поэтому приходится садиться за печатную машинку самому. Спойлер — выходит сомнительно, но плодотворно.

Сначала режиссёр перебирает в голове забавные слова и выписывает их на листок. Вся эта двухстраничная космическая экзотика ложится в основу «Журнала Уиллов». Это и синопсис будущего сюжета «Звёздных войн», и брошюра, которую фанаты вписали в канон огромной вселенной. В дальнейшем появится более законченный вариант журнала уже на 14 страниц, но это отдельная история. А пока на паре страниц мы имеем:

Предводителя хабблов Хана Соло, короля биберов (или берберов) Энакина Старкиллера, джедая Бенду Мейсу Винду, принца биберов Люка Скайуокера, а также планету джунглей Явен и парочку волосатых Вуки 2,5 метра ростом.

Забавный факт. Лукас просто ненавидит работать над сценариями самостоятельно. При любом удобном случае он спихивает монотонный процесс самокопания на других и лишь иногда вносит правки. Но на тот момент весь концепт лежит только у него в голове, поэтому приходится садиться за печатную машинку самому. Спойлер — выходит сомнительно, но плодотворно.

Сначала режиссёр перебирает в голове забавные слова и выписывает их на листок. Вся эта двухстраничная космическая экзотика ложится в основу «Журнала Уиллов». Это и синопсис будущего сюжета «Звёздных войн», и брошюра, которую фанаты вписали в канон огромной вселенной. В дальнейшем появится более законченный вариант журнала уже на 14 страниц, но это отдельная история. А пока на паре страниц мы имеем:

Предводителя хабблов Хана Соло, короля биберов (или берберов) Энакина Старкиллера, джедая Бенду Мейсу Винду, принца биберов Люка Скайуокера, а также планету джунглей Явен и парочку волосатых Вуки 2,5 метра ростом.

Ага. Ну уже похоже. Но когда Лукас показывает эти наброски продюсеру, тот разворачивает бородатого подумать над своим поведением ещё раз и просит принести готовый сценарий.

В этот раз Джордж решает поискать вдохновение в японском кино. Его взгляд падает на «Скрытую крепость» Акиры Куросавы. Лукас не раз признавался в любви к Куросаве и даже хотел заявить будущий фильм как полноценный ремейк «Крепости», но не срослось. Вообще, в Америке 70-х было нормально переносить азиатское кино на западный лад. «Великолепная семёрка» — это ремейк «Семи самураев», а тот же «За пригоршню долларов» — передел «Телохранителя», ну и так далее.

От японского оригинала первые наброски «ЗВ» отличались мало. У Куросавы — упор на Японию VI века и легенды из тех времён. Лукас же переносит историю в космический вакуум с бластерами, истребителями и штурмовиками. Про джедаев пока речь не идёт.

Кстати, само слово «джедай» перекочевало из японской культуры. «Дзидайгэки» — это название целого исторического жанра, в котором рассказываются истории про мужественных самураев былых времён. Полное аниме.

Рыцари со световыми мечами в истории появятся в тот момент, когда режиссёр будет искать деталь, которая принесла успех «Граффити» и которой не хватало новому сценарию, списанному с «Крепости». Речь о центральном персонаже. Молодой главный герой, за становлением которого зрителю надо наблюдать.

Так Джордж отходит от своего основного референса к японцу и начинает закапываться в другие источники вдохновения. Например, «Дюну» Фрэнка Герберта или «Джона Картера» Эдгара Берроуза. Также на маэстро повлияют научные труды антрополога Джозефа Кэмпбелла о концепции мономифа. Согласно ей, герой из «мифа» в «миф» структурно проходит один и тот же путь, с одними и теми же испытаниями, но каждый раз заканчивает приключение с новым опытом. Возьмите любой фильм, где есть главный герой и история спасения мира, — вот примерно оно.

В 1975 году «Звёздные войны» выходят в прокат, ну а дальше вы и так знаете.

Лукас садится за вторую часть.

Режиссёр снова не хочет писать сценарий самостоятельно, поэтому несколько дней брейнштормит идеи с писательницей Ли Брэкетт. И снова пересматривает любимого классика. Его взгляд падает на «Дерсу Узала».

В результате штурма появились важные сюжетные повороты и конечно же — Йода. Точнее его прототип, который основывался на нескольких идеях.

Во-первых, второму фильму нужен был персонаж, который объясняет концепцию «силы» через обучение Люка. В первой части эту роль выполнял Оби-Ван Кеноби. Но того пырнули в бок лазерной заточкой прямо в середине фильма, и это означало, что раскрытие силы в дальнейшем строилось бы исключительно на познаниях и ощущениях Люка. Но этого мало.

Во-вторых, этот персонаж должен быть мудрее и сдержаннее самого Оби-Вана, чтобы грамотно показать зрителю отличия между миром технологий и миром духов/силы/энергии/природы/лавандового рафа/ и так далее.

Так появился зелёный коротышка, который отличался от Кеноби характером и миром, в котором жил. Если Оби тихо отсиживался на пустынном Татуине и заигрывал с железными шарами, то Йода хлюпал лапками по дождливым джунглям Дагобы.

Смену локаций визуально сопровождает растущие трудности в обучении Люка. Если в пустыне Скайуокер просто махал световой палочкой перед обнаглевшим летающим мячом Оби-Вана, то на Дагобе его уже заставляют доставать заплесневелый истребитель весом в несколько тонн из речки-вонючки без рук.

Во-вторых, этот персонаж должен быть мудрее и сдержаннее самого Оби-Вана, чтобы грамотно показать зрителю отличия между миром технологий и миром духов/силы/энергии/природы/лавандового рафа/ и так далее.

Так появился зелёный коротышка, который отличался от Кеноби характером и миром, в котором жил. Если Оби тихо отсиживался на пустынном Татуине и заигрывал с железными шарами, то Йода хлюпал лапками по дождливым джунглям Дагобы.

Смену локаций визуально сопровождает растущие трудности в обучении Люка. Если в пустыне Скайуокер просто махал световой палочкой перед обнаглевшим летающим мячом Оби-Вана, то на Дагобе его уже заставляют доставать заплесневелый истребитель весом в несколько тонн из речки-вонючки без рук.

Нерешённым оставался только вопрос внешности самого инопланетянина. Он лёг на плечи дизайнеров и аниматоров.

А основные тропы характера Йоде подарил маленький абориген, который живёт в тайге, охотится, опираясь на чутьё, и проводит исследователей через леса, опираясь исключительно на опыт и образное «виденье» Тайги как живого организма.

Фильм Куросавы через Дерсу раскрывает конфликт цивилизованных людей с дикой природой. На протяжении ленты большинство проблем связаны с использованием привычных технологий, в то время как их решение лежит в доверии к инстинктам и языку природы.

Тут Лукас просит подержать его пиво. В обеих частях Оби-Ван, а потом и магистр Йода учат Люка доверять не приборам и технике, а силе. Именно так ему в конце «Новой надежды» удаётся отправить торпеды точно в лузу Звезды Смерти.

Даже объяснение «силы» и «жизни» в двух картинах практически идентичны.

Про появление в кадре Дерсу и Йоды мы вообще промолчим, но вам покажем.

Там ещё масса совпадений вплоть до цветокора и музыки в сценах, но важно здесь не это.

Напомним:

ЛУКАС НЕНАВИДЕЛ РАБОТАТЬ НАД СЦЕНАРИЕМ.

Когда престарелая Ли Брэкетт сдаст ему первый вариант сюжета «Империя наносит ответный удар», Лукас отправит его на доработку, но не сложится... Брэкетт умрёт и бородатый сам сядет переписывать историю, вдохновившись японцем.

Кстати, Куросава даже подстегнул Лукаса на премии «Оскар» в 1976 году. Тогда он лично не смог присутствовать на вручении статуэтки за «Дерсу Узала», и эту возможность дали его ассистенту и Георгию Данелия, который представлял СССР на церемонии. В тот вечер со сцены зачитали письмо маэстро:

В истории кинематографа ещё не было такого момента, когда наше искусство так сильно нуждалось бы в молодой силе. Я продолжу снимать фильмы до тех пор, пока не умру. А вы, молодые кинематографисты со всего света, пожалуйста, следуйте за мной. Давайте возьмёмся за руки и будем делать хорошее кино вместе

— Акира Куросава

Что мы имеем в итоге. Куросава после «Дэрсу Узала» вернёт себе культовый статус и выйдет из депрессии, А Лукас сможет переварить идеи великого режиссёра и создать продукт поп-культуры, который из года в год будет радовать или не очень радовать (давайте про последнюю трилогию в другой раз поговорим) фанатов.

Аригато годзаимас за внимание.

Да пребудет с вами сила,

дорогие подписичники.

Автор: Влад Антонов

Следите за нашими новостями в удобном формате

Поделиться: