Москва. Федеральный

Mash

2020-05-22 14.30.06

Мы живём в историческую эпоху. В самом деле. Миллионы людей оказались заперты по домам, и мир не остановился. Оказалось, что большую часть офисной работы вполне реально делать дома. Сейчас мы не можем гулять и путешествовать, но что будет после окончания самоизоляции? Есть ли у нас и будущих поколений шанс на удалённый труд? Мир, где будничные задачи решаются за чашкой латте в любимой забегаловке, а дедлайны горят у дорогого сердцу камина.

На западе ответ на этот вопрос постепенно формируется. Например, Twitter разрешил сотрудникам работать удалённо даже после карантина. Спецы смогут не возвращаться в офисы (если того сами не захотят) и даже колесить в это время по земному шару. Мы решили узнать, какие настроения царят в российских офисах. Самые разные места, самые разные сферы. Как им работается на удалёнке? И не планируют ли они менять рабочий формат после снятия ограничений?

Бизнес, интернет, удалёнка

Очевидно, что легче всего пришлось компаниям, которые по большей части живут в сети. А значит для нормальной работы им нужен только гаджет и выход в интернет. Mail.ru Group перешла на этот формат одной из первых. Шесть тысяч человек в один день не вышли в офисы. При этом, как пояснил нам пресс-секретарь компании Сергей Лучин, ничего не сломалось: «напротив, мы стали работать на повышенных оборотах. С начала изоляции наши коллеги уже придумали и воплотили в жизнь более 100 разных проектов для помощи людям». 

Ребята перевели в онлайн вообще всё: стали заниматься спортом по видеосвязи, вместе готовить яйца бенедикт на завтрак, устраивать групповые обсуждения фильмов и даже организовали досуг для детей сотрудников. Судя по внутренним опросам, людей всё устраивает. Только вот несмотря на все плюсы удалёнки, сотрудники всё равно рвутся в офис. Правда, выйдут они значительно позже официального снятия ограничений — когда окончательно убедятся, что это безопасно для всех коллег. 

Есть и другие примеры. Сегодня отделения большинства банков пустуют. Но не все переживают этот опыт одинаково. Например, «Тинькофф» всегда позиционировался как банк без очередей и отделений. Всё в сети, всё удаленно. В штате компании 70% — айтишники, их средний возраст 26 лет. По словам представителя PR‐службы Александра Леонова, для них удалённая работа нужна как воздух. Поэтому такой формат работы им дали очень давно. 

Что касается остальных, их начали переводить на удалёнку на второй неделе марта. В офисе осталось пару сотен человек, которые выполняют критически важные функции. Плюс есть 10 000 человек — облачный колл-центр, он работает из дома всегда — независимо от карантина. Однако полного перехода на удалёнку в планах компании пока нет.

"Мы будем возвращаться в офис в любом случае. Мы проводили опрос, и больше половины людей хотят вернуться. Онлайн формат не может быть единственным, но может быть дополнительным. Все зависит от задач". Александр Леонов, представитель PR‐службы "Тинькофф"

2020-05-22 11.22.27

При этом есть в России компании, которые вкладывались в удалёнку и до пандемии. Так «Билайн» начал внедрять формат ещё в 2016-м. К  концу 2019 более 60% сотрудников трудились из дома и могли выходить в офис всего несколько дней в неделю. Из-за этого компания сократила на 25% затраты на аренду, площадь помещений уменьшилась на 24%. И почти все руководители (97%) отметили, что сотрудники работают вне стен офиса так же эффективно, как если бы сидели за столом под их контролем.  


«В данный момент мы изучаем разные сценарии использования удалённой работы, включая увеличение сроков возможности работы на BeeFREE (облачный сервис компании для удалённой работы), а также введение дополнительного контроля за численностью сотрудников в офисе после завершения пандемии».

Ольга Филатова, исполнительный вице-президент по работе с персоналом и организационному развитию

Сдвиг в сторону удалёнки в любом случае есть. Большая часть компаний не планирует ежемоментно возвращать сотрудников в офис. В AliExpress Россия, например, на работе будут ждать в первую очередь тех, кто изъявит личное желание.

«Сейчас мы продумываем комфортный переход для наших сотрудников и переоборудуем офис под требования Роспотребнадзора. На первых порах мы планируем возвращение не более 40% коллектива: в первую очередь в офис вернутся те сотрудники, которые проявили личную инициативу и хотят как можно быстрее вернуться к работе в офисе. Для остальных сотрудников, которые продуктивно работают из дома, мы оставили возможность выбора».

Анна Орлова, директор по организационному развитию и персоналу AliExpress Россия

Планируют «в том или ином виде продолжить такую практику» и в «Мегафоне». Правда, о полном переходе пока не говорится. Всё же множество точек «Мегафона» остро нуждаются в консультантах на местах. По словам пресс-секретаря компании Юлии Плеховой, окончательное решение будет приниматься по каждому подразделению компании, исходя из анализа эффективности работы в удалённом режиме.

 

Товары, магазины и работа из дома

Но что делать компаниям, которые всё же сильно связаны с офлайном? Многие оказались готовы. И морально, и организационно. В Adidas тестировали этот формат ещё год назад. И всё было ок. Так что всё, что оставалось сделать перед выходом на дистанционный режим сейчас, — это проверить IT-мощности и пересмотреть работу некоторых процессов. К примеру, документооборот. 

Сотрудникам устроили серию виртуальных тренингов по преодолению режима карантина, обучающие онлайн-марафоны, сессии, общение с топ-менеджментом. Когда снимут ограничения, часть команды продолжит трудиться в удалённом режиме. А часть — всё же выйдет в офис. Тут важно наладить социальное дистанцирование, ведь до победы над пандемией пока далеко. 

«Для всех нас это новые условия офисной жизни: обязательное измерение температуры, ношение масок и перчаток, шахматная рассадка в опенспейсе, обед по расписанию, онлайн-встречи даже в стенах офиса и многое другое. Чтобы нашей команде было легче перейти в новый формат, каждый сотрудник заранее проходит онлайн-обучение, скачивает специально разработанный гид на телефон, который поможет ему перестроится».

Ольга Дайновская, вице-президент по работе с персоналом Adidas СНГ

Очевидно, что в компаниях, связанных с производством, нельзя добиться полного перехода на удалёнку. Но в их офисных подразделениях — вполне. Так, 100% офисных сотрудников перевели на удалёнку в Danon. Фабрики же работают в штатном режиме, там ввели строгие правила для защиты от заражения, перестали пускать посетителей и даже субподрядчиков. У работников постоянно измеряют температуру, чаще проводят санобработку.

98% сотрудников центрального офиса перевели на удалёнку и в «Леруа Мерлен». Проводятся видеоконференции — до 500 человек единовременно, действует корпоративная социальная сеть. Посмотрев на всё это, в компании задумались о сочетании привычного стиля руководства с методами дистанционного управления. Но речь о простом переводе офисов на удалёнку сейчас не идёт.

Режим самоизоляции дал толчок большинству компаний, чтобы пересмотреть привычные способы коммуникации — например, Puma. Их внутренние исследования показали, что индекс вовлечённости сотрудников практически не изменился. А значит, стоит задуматься над изменениями. 

«При этом мы понимаем, что дистанционная работа в условиях самоизоляции и после её завершения — это разные реальности, поэтому после снятия ограничений планируем предложить сотрудникам определённые слоты для «удалёнки». 

Олеся Репяхова, HR-директор

Но были и свои «но». Период карантина совпал с презентацией коллекции следующих сезонов, а они всегда проходили вживую. Пришлось что-то придумывать. В итоге провели всё в онлайне.

2020-05-22 11.22.20

Удалёнка и СМИ

Многие издания существуют в этом формате несколько десятилетий — авторы давно живут за пределами офисных коробок. А уж с появлением интернета и вовсе появился новый феномен. Полностью виртуальные редакции, где на удалёнке работают вообще все. 

Типичный пример — «Лентач». Их сотрудники и так находились в разных городах мира, общаясь большую часть времени в сети. Поэтому привыкать к новым условиям особо не пришлось. По словам главреда издания Тараса Сычёва, в Лентаче оставят всё так же. Карантин не поменял отношения ребят к удалёнке. Наоборот, многие оценили то, что и так работали в данном формате. А значит не надо перекраивать всё на новый лад. Однако к перспективам рынка Сычев всё же настроен скептически.

«Лично мне удалёнка очень нравится — я, как её адепт, чувствую себя как рыба в воде. Но тенденция среди моих знакомых офисных рабов другая. Не все смогли организовать свою работу дома, а это ещё они из дома не выходят».

Тарас Сычёв, главред Лентача


Издательский дом «Комитет» — ещё один яркий сторонник удалёнки. Это ребята, делающие
Vc.ru, TJ и DTF. Последние два года они были нацелены на этот формат. Их сотрудники тоже раскиданы по всей карте: Питер, Казань, Гданьск, Ташкент, Красноярск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Минск, Майкоп и куча других.

«Новая для многих реальность для нас уже несколько лет является единственным способом выживания. Мы последовательно убили внутри себя понятие «рабочий график». Все работают, откуда хотят и как хотят. Если делают свои задачи, то вопросов ни у кого не возникнет».
Влад Цыплухин, ИД «Комитет»

Но у каждого СМИ — своя специфика и свои особенности.

Очень многим изданиям пришлось работать в таком формате впервые. Так, замруководителя редакции РБК отметил, что перейти на удалёнку было не так легко. Но сейчас стало понятно — какая-то часть сотрудников сможет уйти на подобный режим работы и после снятия ограничений.

«Было трудно в первые недели из-за другого режима работы и в целом больших перемен. Сейчас адаптировался. Карантин показал, что мы можем так работать, ничего не рухнуло. Думаю, что потом стоит оценить, кто действительно нужен в офисе ежедневно, а кому можно дать возможность остаться на удалёнке».

Петр Канаев, первый заместитель руководителя редакции

 

В некоторых изданиях отношение к удалёнке успело поменяться несколько раз. «Медиаликс», например, ушли из офиса примерно в середине марта. Сперва был энтузиазм — ведь все восприняли идею поработать из дома как нечто новое. При этом эффективность работы не упала, зато расходы на офис, кофе, уборку и т.д. сократились. А уже в апреле журналисты начали задумываться о том, как выстроить удалённую работу в будущем. Перевести на удалёнку авторов, смм, разработчиков. Или работать три дня в офисе, а остальные — из дома.

 

Сейчас, по словам издателя «Медиаликс» Айдара Бурибаева, никто уже всерьёз удалённый формат не обсуждает. Большинство устало сидеть дома и элементарно соскучилось по общению: «Работа из дома экономит время и деньги, но лишает общения».

Что же будет?

Мы в самом деле не встретили ни одну компанию, которая не задумалась бы над удалённым форматом работы в том или ином виде. Где-то так работают уже очень давно, где-то только делают первые шаги. Многие поняли — работать на удалёнке можно не теряя в качестве. 

Конечно, каждый конкретный случай уникален. Но тенденция есть. Кажется, коронавирус изменит наше отношение не только к здоровью и безопасности. Но и к работе.

2020-05-22 11.22.34