Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Люизит в крови: зачем в Удмуртии открывают новое опасное предприятие

Комплекс в Камбарке, куда входит завод
Комплекс в Камбарке, куда входит завод

В Камбарке, небольшом городке между Ижевском и Нефтекамском, собираются запустить новое опасное предприятие. Несколько лет назад там уже был завод по переработке химоружия, но его закрыли. Жители до сих пор не оклемались после его работы — они болеют раком и не знают, что им делать с заражённым фермерским хозяйством.

В небольшом городке Камбарке проживает чуть больше 10 тысяч населения. Люди держат свои фермы, занимаются животноводством, а ещё в последние годы часто умирают от рака. Почему? Всё объяснимо: в 2004 году здесь запустили опасный завод по переработке химоружия, в 2009-м — закрыли.

История началась в 1941 году, когда в город завезли люизит и иприт — это очень ядовитые вещества, из которых делали химическое оружие ещё в Первую мировую. Токсичные жидкости в Камбарке хранили до 2001 года, но потом решили, что хватит им лежать — пора перерабатывать. Построили завод и запустили утилизацию. Иприт, которым когда-то насмерть травили друг друга враждующие армии, жгли чуть ли не под открытым небом. После того как работы закончились, завод законсервировали.

Экс-работник завода Сергей Томашевич рассказывает историю завода
В Камбарке иприт сожгли открытым способом. Люизит переработали. И вроде бы вздохнуть свободно можно, но теперь к нам будут свозить всю "бяку" — отходы первого и второго классов опасности. Мощность нового завода планируют сделать до 50 тысяч тонн".

Экс-работник завода по переработке люизита Сергей Томашевич

Неудивительно, что с момента появления предприятия в Камбарке люди начали болеть. На каждые 100 тысяч населения у 500 — онкологические заболевания, это данные Минздрава за 2017-й.

Скриншот статистики по онкологии по данным Минздрава
Скриншот статистики по онкологии по данным Минздрава

Это один из самых высоких показателей в регионе. По России этот показатель за этот же год и то был меньше — он составлял 420,3 человека на 100 тыс. населения.

Депутат Камбарского района Юрий Поддубский — о случаях на заводе при советской власти
Камбарский район входит в тройку районов Удмуртской Республики с самым большим количеством онкологических заболеваний. У нас была идея собрать людей с фотографиями их родственников, умерших от онкологии. Это как Бессмертный полк, который выходит на 9 Мая".

Депутат Камбарского района Юрий Поддубский

Люди умирают, экология портится, но в городе всё равно заговорили о запуске нового завода (его сделают на базе существующего). На этот раз — по уничтожению отходов первого и второго класса опасности. Первый класс — это химические вещества, люминесцентные лампы и все предметы, содержащие ртуть. Второй  — аккумуляторные батареи, различные кислоты и отходы нефтепромышленности.

"Они просто убьют экологию! У нас есть животноводческая продукция, есть фермы, но кто будет покупать их продукцию?" — говорит Сергей Томашевич, бывший сотрудник завода по переработке люизита.
Экс-работник завода Сергей Томашевич — о системе контроля, нарушениях и обещаниях

Завод стоит на болоте, и полигон, где будут храниться уже переработанные отходы, невозможно сделать настолько герметичным, чтобы он не приносил вреда окружающей среде. По словам бывшего работника предприятия, он по-прежнему будет опасен — выброс всё равно останется. Первые вести о запуске появились в марте. Уже прошли первые слушания, жители привлекают внимание общественности и хотят изменить решение властей по строительству завода.

Поделиться