Международные санкции. Западные бренды один за другим уходят из России. Больше никаких Биг Тейсти — закрылся McDonald’s. Массмаркет — тоже всё (хотя некоторые раздумывают о том, чтобы вернуться): Zara, Bershka, Pull and Bear. Знакомые айтишники уезжают: кто в Ереван, кто в Тбилиси, кто в Стамбул. Кинотеатры простаивают без фильмов от Marvel и DC — Бэтмен уехал с российского рынка на своём бэтмобиле. Ни подписки на Spotify, ни новых сериалов от Netflix. Кому-то тревожно, а кто-то принимает рациональные решения.
В ответ на массовый исход — новые меры от правительства и региональных властей. Призыв в армию для технарей отменён, налоги снижены. Рестораторы получат свои гранты, а киноделы больше не смогут говорить о том, что западные новинки ущемляют их в прокате.
Экономика трансформируется. И эти изменения затронули все сферы: от производства до спортивной индустрии. И когда, как не в День труда, поговорить о том, какие возможности открывает нынешняя ситуация. И как кажущиеся риски можно превратить в перспективы. Специально для вас пообщались с экспертами и специалистами и рассказываем, всё ли так плохо (спойлер — совсем нет) и как нам дальше быть.
IT: льготы, процессоры, услуги
“На три года все IT-компании будут освобождены от уплаты налога на прибыль и от проверок контрольными органами. Они смогут на выгодных условиях взять кредиты на продолжение работы и новые проекты по ставке, не превышающей 3%”.
Это слова премьер-министра Мишустина. Ещё глава правительства сказал, что все айтишники будут освобождены от армии и вообще государство будет всячески им потворствовать.
И действительно, конфликт налицо. IT — глобальная сфера. А связи с рядом стран Запада исчезают. Получать деньги из-за рубежа — проблематично, международные проекты испытывают проблемы.
Можно ли решить проблемы за счёт внутренних ресурсов? Мы спросили у эксперта Артёма Геллера.
По его словам, отток кадров из страны компенсируется, с одной стороны, кадрами из самой России, с другой — теми, кто уехал, но всё же вернулся.
Разумеется, представители компаний, полностью завязанных на иностранный капитал, вряд ли вернутся в обозримом будущем. Но, с другой стороны, их базирование в России было во многом формальным.
Теперь о продуктах. Начнём с того, что российский сегмент Интернета с самого начала своего существования развивался достаточно быстро. В России есть собственные поисковики и социальные сети, которые на внутреннем рынке достаточно долго конкурировали с крупнейшими транснациональными гигантами Google и (запрещенным) Facebook. Да и аналоги стриминговым сервисам, как киношным, так и музыкальным, тоже достаточно хорошо представлены.
При этом российский IT-сектор долгое время делал ставку на развитие сервисной части и удобство во взаимодействии с пользователем.
“Разные страны сделали разные ставки на направления IT. Кто-то занимается железом, вроде Тайваня, и делает, например, процессы и полупроводники. У России был акцент на сервисы, удобные для людей. И здесь мы во многом впереди планеты всей. Это всякие доставки, еда и так далее, и так далее, магазины онлайн большие хорошие, банковская сфера.” – заметил Артём Геллер
Другое дело — специализированный софт для приложений. Например, дизайн или монтаж. С некоторым ПО возникли проблемы, но, если что-то уходит, это можно заместить. Пусть и потребуется некоторое время.
Сложнее всего придётся с железом. Все мы знаем, что, например, Тайвань — процессорная Мекка. У России, конечно, есть технические возможности для разработки собственных процессоров. Но производятся они частично на иностранных мощностях, а используются в ограниченной сфере, например в устройствах, где необходимо обеспечить повышенную безопасность. Названия наших процессоров вы могли слышать: “Байкал” и “Эльбрус”.
Так что разработка и производство железа потребует серьёзных вложений. И именно в этой области России необходимы технологические прорывы — от подготовки кадров до наращивания собственного производства.
Про сравнительные преимущества отечественного IT при должном участии государства говорит и президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. По его словам, именно эту отрасль стоит развивать в первую очередь, потому что в ней у России есть серьёзная наработанная база.
Общепит
Вотчина Рональда Макдоналда больше не кладёт всё на булочку с кунжутом. И хоть полковник Сандерс ещё держится — многие заведения позакрывались. А стоимость питания в транснациональных закусочных растёт. И потому формируется запрос на что-то: а) качественное; б) отечественное; в) то, что можно себе позволить.
И рынок готов ответить. В последнее время в России очень серьёзно развивался ресторанный бизнес — даже “Мишлен” пришёл. Появлялись специалисты, профессионалы, формировались новые концепции. А о некоторых региональных сетях москвичи слагают легенды.
Шеф-повар и телеведущий Саша Белькович уверен, что в командах недостатка нет. И за что можно быть спокойным, так это за то, что все будут сытыми.
Главное условие — больше зелёного света и поблажек ресторанному бизнесу. С одной стороны, это гранты на открытие новых заведений. С другой — снижение налогового давления и ликвидация излишних бюрократических препон.
Пионерские проекты, к примеру, запустили в Москве. Правительство региона выделило миллиард рублей на гранты самым интересным проектам общепита. А среди мер поддержки ресторанов — освобождение от уплаты НДС предприятий, оборот которых составляет до 2 млрд рублей в год и более 70% выручки которых формируется от услуг общепита, и городская программа льготного кредитования.
Кино
Некоторые отечественные картины и раньше соревновались с крупными международными новинками в прокате. Особенно на праздники. И иногда голливудские блокбастеры удавалось обгонять по сборам.
Тем не менее жалобы на то, что западное кино отбирает львиную часть дохода у российского, были регулярным делом. И приходилось подстраивать расписание, чтобы облегчить конкуренцию.
Но что теперь, когда крупнейшие прокатчики от Sony до Disney временно приостановили себя на территории Российской Федерации? С одной стороны, 75% годовой выручки кинотеатров приходилось на Голливуд. С другой — в кино люди всё равно ходить не перестанут.
Киновед и действительный член киноакадемии “Ника” уверен, что количественно российские ленты заменят иностранные почти полностью. Наша индустрия выпускает по сотне фильмов в год. Другое дело — качество.
Чтобы освоить освободившеюся нишу, нужно предложить содержательную альтернативу. А для этого стоит качественно изменить подход к работе с кадрами: режиссёрами, сценаристами, операторами и так далее. Очень важна система стимулов (по типу грантовой или фондовой поддержки) начинающим талантливым авторам.
Музыка
В последнее десятилетие наша сцена переживала целое возрождение. Тут вам и пост-панк, и поп-панк, и интеллектуальный хип-хоп, и скам-рэп, и гиперпоп, и вообще что угодно. Западные лейблы пачками подписывали российских музыкантов и хантили юные таланты. А многие звёзды становились популярными на европейских и американских рынках.
Но деятельность схлопнулась, Spotify ушёл, международные выплаты может получить разве что Моргенштерн, и даже обновлённую версию “Комара-парижанина” от Славы КПСС теперь не послушать.
Что может заместить западные корпорации? Отечественные мейджоры. Сейчас, по словам критика и автора канала “Русский Шаффл” Олега Кармунина, наступило время последних.
Теоретически здесь работает тот же принцип, что и в ряде других индустрий: больше не нужно соперничать с накачанными ресурсами транснациональными компаниями. А пустое место в плейлистах скорее займут начинающие молодые исполнители.
Кармунин считает, что уже существующая в России тенденция слушать в основном русскоязычную музыку в скором времени только усилится.
Одежда
Сумочки Шанель не продают россиянкам, Zara ищет способы вернуться, но пока их магазины простаивают в торговых центрах. Что делать? Шить собственную одежду.
Российских брендов одежды действительно много: и стритвеар, и более элитного разлива. Но в общей доле преобладают последние, и это существенный минус.
Дизайнер Игорь Гуляев считает, что Made in Russia — уже давным-давно не стыдно, новые актуальные идеи существуют, но индустрии нужно качественное управление и финансовый толчок.
Главное — избежать “китаизации” освободившихся площадок. И не превратить фешен-рынок в наполненные безынтересными подделками прилавки. А для этого необходима избирательная поддержка: профессионалов и тех, кто радеет за стильный отечественный продукт.
Что в итоге?
И креативная экономика, и сфера услуг могут выступить драйверами развития внутри страны.
Новая экономическая реальность, конечно, диктует свои условия. Привычные схемы рушатся, нужны новые механизмы. Но, как говорил герой Стендаля, именно в революционные времена артиллерист может стать императором.
Освобождаются ниши, ранее занятые иностранным капиталом, ограниченные его серьёзными ресурсами и устойчивыми каналами.
И эти ниши можно заполнить: опрошенные нами эксперты уверены: внутренний потенциал у России очень высокий.
Да, это произойдёт не сразу. Но рано или поздно произойдёт.
Особенно если существующие меры поддержки (отказ от НДС, грантовые программы, государственно-коммерческое финансирование проектов, мораторий на проверки) будут расширены и настроены на конкретные отрасли.