Как запрещённые вещества влияли на военную историю
Кто не принимает таблетки, того не допускают к полётам
Эти слова произнёс американский лётчик Гарри Шмидт после того, как сбросил бомбы на союзных канадских военных во время ночных учений в 2004 году. В результате погибли четыре человека. В ходе расследования комиссия установила, что за час до вылета пилоты принимали амфетамины.
Основы общевойскового боя гласят: победа в военном конфликте достигается не количеством и качеством техники, а человеком и его способностью быстро и чётко выполнять поставленные задачи. Однако солдат управляющий техникой, как и любой человек, нуждается в еде, сне и отдыхе. Но есть исключения.
Специально для вас мы посмотрели, как разные страны в период Второй мировой пытались создать суперсолдат – чтобы повысить успешность операций на фронте.
ГЕРМАНИЯ
Для руководства Третьего рейха сверхстойкость своих солдат была первостепенной задачей на пути к желанной победе. Так на сцене и появился первитин — одно из первых производных амфетамина. (Уж прости нас, РКН).
Несмотря на то, что первитин был синтезирован ещё в 1887-м году, активное применение данного вещества в медицине пришлось на 30-е годы. А 1938-го его поставляли на фронт – он входил в рацион лётчиков, подводников и танкистов.
Об этом в своей книге “Нацисты на спиде” рассказывает фармацевт Вольф Кемпер: “Идея была в том, чтобы превратить обычных солдат, моряков и лётчиков в роботов, обладающих сверхчеловеческими способностями”.
В последние годы войны применение первитина достигло просто невероятного размаха. Хотя и противоречило официальной нацистской идеологии, пропагандирующей воздержание и здоровый образ жизни. За употребление опиума или кокаина можно было попасть в концлагерь, а вот первитин выпускали и не только для “нужд фронта”. В продаже даже появились шоколадные конфеты с начинкой, содержащей первитин. Это называлось Panzerschokolade — “танковый шоколад”. Только после того, как стало ясно, что рост числа преступлений и самоубийств среди "потребителей первитина" не случаен, а употребляющие его заметно агрессивнее остальных граждан, продукт был изъят из продажи и даже запрещён Министерством здравоохранения.
ЯПОНИЯ
А как же метамфетамин? Его активно использовали с другой стороны планеты, примерно одновременно с немецкими военнослужащими.
Впервые мет был синтезирован в 1893 году японским учёным Нагаи Нагаёси, выделившим стимулятор эфедрин из растения Ephedra sinica. В 1919-м один из его коллег синтезировал кристаллическую форму эфедрина, сделав первый в мире кристаллический метамфетамин.
Японская форма амфетамина называлась “Филопон” или “Хиропон”. Правительство рисовых республик запаслось им как следует и выдавало солдатам, когда те выбивались из сил и голодали.
Но главными потребителями наркотиков стали пилоты-камикадзе. У подразделения были специальные самолёты — Yokosuka MXY7 Ohka, которые по сути являлись управляемыми ракетами с запечатанным в кабине пилотом. Самолёты крепили к бомбардировщику и летели в бой. Как только приближались к цели, пилот занимал место в “крылатой ракете”, она отсоединялась от самолёта-носителя и стремительно пикировала на вражеские корабли.
Логично, что пока ты займёшь место в самолёте, долетишь до цели, пересядешь в маленький смертоносный “вжик”, пройдёт достаточно времени, чтобы подумать над справедливостью действий и желанием расстаться с жизнью таким способом. Именно поэтому пилотов накачивали таким количеством “Филопона” – чтобы их агрессия, сосредоточенность и уверенность в своих действиях помогла довести миссию до конца. А уж насколько дикой была такая поездочка с наркотой — ответ очевидный.
АНГЛИЯ
Кайюс Беккер в своей книге “Битва за Англию” пишет: англичане познакомились с наркотиками лишь в 1940 году, когда начали сбивать немецкие бомбардировщики. Тут автор немного лукавит, и данное утверждение годится лишь для гражданских или пехоты. Английские лётчики получали аналог первитина — “Бензедрин” — с конца тридцатых.
А позже более щадящий вариант стимулятора – “Метедрин” – стал свободно продаваться в лондонских аптеках. Его рекомендовали принимать гражданским лицам, чтобы они могли сохранять спокойствие в бомбоубежищах и повышать производительность труда на благо родины. Для лётчиков, танкистов и водителей военных грузовиков был разработан более сильнодействующий препарат “Декстроамфетамин”, который помогал справляться с нагрузками, когда человеческий организм уже не выдерживал.
СССР
Так уж случилось, что наркотическая эйфория практически обошла Союз стороной. Точнее, она не пришла с таким количеством стимуляторов, а вот седативки было достаточно. Ещё в Российской империи разведение опийного мака не воспрещалось, а знаменитый “балтийский чай” Пелевина — не литературный вымысел.
После прихода к власти большевиков непотребств “почти” не осталось… Остались водка и “наркомовские 100 грамм”. Как правило, ими снимали стресс после сражения. Потому что идти в атаку после стопки — равно чистому самоубийству. И опытные бойцы это прекрасно знали.
США
В 1932-м году филадельфийская компания Smith, Kline & French выпустила амфетамин в продажу под торговым названием “Бензедрин”. Его прописывали против астмы, аллергии, нарколепсии, эпилепсии, ожирения, болезни Паркинсона и т.д. Препарат подавлял аппетит, снимал усталость, избавлял от чувства страха, позволял подолгу обходиться без сна и вызывал эйфорию. “Бензедрин”, который все называли просто Бенни, стал предвестником наркотического бума на Западе.
У американских солдат в ежедневном пайке, наравне с едой, сигаретами и жвачкой, имелась и упаковка с десятью таблетками “Бензедрина”. Если в трудные моменты этого оказывалось мало, они получали ещё.
Пилоты принимали амфетамины до взлёта, а барбитураты — после посадки. Без препаратов человеческий организм не выдерживал физических нагрузок, а психика не справлялась с ужасами войны.
Стимуляторы активно применяли в американской армии и после Второй мировой. Причём намного интенсивнее и в ещё больших количествах. Так, во время войны во Вьетнаме и Корее было принято такое количество стимуляторов, что оно превысило оборот всех спидов за время всей Второй мировой в рядах союзников. Однако злоупотребление “химией” привело американское общество к катастрофе. Ни здравоохранение, ни охрана правопорядка не справлялись с количеством сломанных судеб. В 70-х использование любых стимуляторов в рядах армии было запрещено, но как сильно это помогло решить проблему — загадка для правительства США.
НАШИ ДНИ
Нынешние разработки в области нейростимуляторов засекречены, но вероятнее всего, они ведутся. Открытых сведений о таких разработках практически нет, а известные препараты в войска широко не поставляются. Их получают только подразделения специального назначения и те, что участвуют в активных боевых действиях.
Основной же проблемой в создании “безопасных” препаратов является банальная химия. Увы, законы науки не позволяют учёным добиться повышения порога болевой чувствительности, подавления страха, укрепления физических сил без последствий для центральной нервной системы, ментального здоровья и более серьёзных последствий для организма.