Как Косово стало ареной борьбы великих держав
Первые со времён Второй мировой войны бомбардировки мирных городов в Европе. Массовые казни и этнические чистки, торговля наркотиками и людьми. Соединённые Штаты "случайно" бомбят китайское посольство, а российские десантники в ходе лихого марша занимают стратегически важный аэропорт буквально за несколько часов до подхода военных НАТО.
Всё это вспыхивает в памяти, когда речь заходит о кровавом конфликте в Косове. В девяностые небольшой регион на Балканах стал ареной противостояния не только между сербами и косовскими албанцами, но и между великими державами.
И хотя горячая фаза конфликта закончилась уже более двадцати лет назад, противоречия в регионе никуда не делись. В конце прошлой недели конфликт чуть было не вспыхнул с новой силой: власти Сербии и самопровозглашённого Косова стянули войска к границе, где начались столкновения. Что стало причиной нового обострения застарелого конфликта, может ли он перерасти в новую войну на Балканах и как происходящее вокруг Косова связано с обрушением текущего миропорядка — в материале Mash.
Номера раздора
Воскресный вечер 31 июля наполнился предчувствием новой войны после обращения сербского президента Александра Вучича. Повод к обострению сербо-косовских отношений стал настолько же формальным, насколько странным.
29 июля Приштина внезапно объявила о том, что на территории самопровозглашённой республики перестанут действовать выданные сербскими властями документы, в частности автомобильные номера. Причём решение вступало в силу уже 1 августа, что создало бы огромные проблемы для десятков тысяч проживающих на территории Косова сербов.
Вопрос перерегистрации выданных властями Сербии и Косова документов время от времени возникает на протяжении последних более чем десяти лет и, как в сентябре 2021 года, даже приводит к столкновениям. Но в целом на этом вопросе в регионе предпочитали не акцентировать внимание. Поэтому решение властей в Приштине буквально через несколько дней перестать признавать сербские документы восприняли как откровенную провокацию.
Министр иностранных дел Сербии предупредил, что власти Косова планируют "устроить ад" для живущих в республике сербов, а депутат от правящей партии Владимир Джуканович и вовсе заявил о том, что страна "будет вынуждена начать денацификацию Балкан". Всё это сопровождалось сооружением баррикад в местах компактного проживания сербов, переброской косовского спецназа к границе, а миротворческий контингент НАТО привели в полную боевую готовность.
Впрочем, на этот раз всё обошлось. Соединённые Штаты, традиционно играющие в регионе не самую созидательную роль, надавили на премьер-министра Косова Альбина Курти и вынудили его отложить вступление в силу непопулярного решения на месяц, до 1 сентября. Как сообщали местные СМИ, посол США в республике Джеффри Ховеньер указал Приштине на очевидные "недоразумения" в новом законе. "Недоразумения", которые чуть было не привели к новой балканской войне.
Небратья навек
Конфликт между сербами и косоварами возник не вчера. В состав Сербии Косово вошло в далёком XII веке. Очень быстро этот регион стал важен для государства с точки зрения политики, религии и культуры. Именно там случилась битва с османами на Косовом поле. Она закончилась поражением, но всё же осталась в сербской памяти примером героического и жертвенного сопротивления иностранным захватчикам.
После краха Османской империи Косово вошло в состав Югославии. Иосип Броз Тито планировал использовать албанское население региона для усиления своего влияния на соседнюю Албанию, поэтому активно способствовал миграции из этой страны. Куда? В Косово, конечно. Однако задумка не удалась: политических очков не набрали, а вот национальный состав региона стал резко меняться. К моменту распада Югославии сербы составляли не более трети населения края, албанцы — более 60%. На всё это накладывался сепаратизм последних, этническая и религиозная напряжённость, бедность. Словом, гремучая смесь конфликта готова была взорваться в любой момент.
Сербские погромы и отток сербского населения начинались ещё в 1980-е годы, а в 1990-е конфликт только усилился. Очень быстро интеллигентская часть албанцев под руководством литературоведа и формального главы края Ибрагима Ругова уступила власть откровенным боевикам из Освободительной Армии Косова (ОАК). Избиения, убийства, изнасилования, партизанская война — вот основные формы борьбы албанцев с сербами в те годы в Косове. Добавим к этому торговлю наркотиками и чёрную трансплантологию, когда заложников-сербов в прямом смысле слова разбирали на органы.
Справедливости ради скажем: маховик насилия раскручивался в обе стороны и сербы также не были белыми и пушистыми в этом противостоянии. Один из инцидентов – массовое убийство албанцев в Рачаке, привлекло внимание мировой общественности. Причём достоверных сведений о том, кого именно убили, мирных жителей или боевиков, так до сих пор и нет.
Запад использовал этот инцидент как повод начать военную операцию. Причём поскольку Россия и Китай были против силового вмешательства, в нарушение правил ООН НАТО самостоятельно применило силу, назвав это "гуманитарной интервенцией". Доминируя в воздухе, альянс фактически вбомбил сербов в каменный век. Более пяти тысяч убитых мирных жителей, до 350 тысяч беженцев, массовое разрушение инфраструктуры, продолжающиеся чистки сербского населения албанцами, а также де-факто независимое Косово — вот краткий итог "гуманитарной интервенции" 1999 года.
Ещё в нулевые, сразу после провозглашения независимости Косова и его признания западными странами, в России предупреждали о формировании в Европе потенциально "талибского" государства. На это накладывались тесные связи албанской мафии с наркоторговцами из Афганистана, крайняя бедность и радикальные формы ислама, распространённые среди населения.
Противоречия между албанцами и сербами, само собой, никуда не делись. Время от времени косовский спецназ проводит рейды в населённую сербами часть края, на пропускных пунктах то и дело разгораются конфликты, которые всегда могут перерасти в новый виток резни.
Впрочем, за фасадом старых этнических разногласий и споров о документах на далёких Балканах кроется и нечто большее — глобальная конкуренция великих держав.
Пределы возможного
Обострение в Косове произошло — по счастливой случайности — на фоне приезда спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань. Китай не признаёт суверенитет острова и рассматривает его в качестве своей территории. Поэтому визит третьего лица в иерархии американской власти для "поддержки демократии" Тайваня вызвал ожидаемую эскалацию в отношениях между государствами.
Но знали ли вы, что Китай и Сербию связывает очень и очень многое? По итогу 2021 года темп роста торговли двух стран составил 54% по сравнению с предыдущим годом, а в феврале 2022 года государства сообщили о готовности создать зону свободной торговли. Китай активно развивает сербскую инфраструктуру и энергетику, а в апреле Пекин поставил Белграду новейшие зенитно-ракетные комплексы HQ-22. Можно уверенно говорить о том, что КНР стремилась превратить Сербию в своего верного сателлита на Балканах.
И тут Пелоси приезжает на Тайвань, Китай выпускает грозные заявления, поднимает в воздух авиацию, демонстративно перебрасывает баллистические ракеты. И, в общем-то, всё. Официальный Пекин наглядно продемонстрировал значение афоризма о последнем китайском предупреждении.
Китай ничего не сделал и в то время, как его верный партнёр Сербия оказалась перед риском возобновления войны. Конечно, Поднебесная и не могла помочь, ведь вопрос своего суверенитета для неё куда важнее далёкой Сербии. Но это уже мало что значит.
Одним из важнейших качеств старшего партнёра является его возможность защитить младшего. Если не на уровне силы, этого пока и не требовалось, то на уровне дипломатическом. Китай этого сделать по вполне объективным причинам не смог, и теперь его влияние в Сербии наверняка будет снижено. Что явно играет на руку тем, кто заинтересован в ослаблении китайского влияния на Балканах, — тем же Соединённым Штатам и Британии.
Сербы тоже могут пересмотреть отношение к Пекину. Деньги дают — спасибо, но поддержку Белград будет искать в первую очередь в другой столице.
Русский вопрос
Россия, казалось бы, находится даже в более сложном положении, чем Китай. С февраля наша страна в крайне напряжённых отношениях с Западом, а СВО на Украине требует значимых ресурсов. Потому власти в Косове и их покровители эскалацией в конце июля планировали наглядно продемонстрировать Сербии, что Россия помочь не может, "русские вас бросили", а значит, Белграду ничего другого не остаётся, кроме как принять навязанные условия.
Однако получилось с точностью до наоборот. Хотя призывы отдельных комментаторов "демилитаризировать" Косово кажутся крайне радикальными и не вполне соразмерными ситуации, Россия заняла однозначную позицию по поддержке Сербии. Свою роль сыграли и Соединённые Штаты, которые пресекли излишний радикализм правительства в Приштине, но вряд ли бы Вашингтон пошёл на это, не зная о настроениях России.
Ситуация вокруг Косова до последнего времени была, в общем-то, простой. Западу можно сопротивляться и спорить, но фактически итог предрешён — придут большие люди из Брюсселя, Лондона и Вашингтона и продавят нужное им решение. После краха Советского Союза Косово стало своего рода символом всевластия Запада и временной слабости России.
Сейчас же, по определению профессора-исследователя Высшей школы экономики Фёдора Лукьянова, российская политика выглядит как системный вызов западной по всем направлениям. С ней меняется атмосфера в регионе и поведение всех игроков, как региональных, так и глобальных.
И если раньше Запад воспринимался как безусловная сила, а Китай как денежный мешок, который может прийти и скупить всё и всех, и всё будет в порядке, то сейчас ситуация меняется. Старый мир уходит, и способность стран отстаивать свои интересы не просто дипломатией или деньгами оказывается решающей. Россия во время спецоперации на Украине наглядно демонстрирует, что может это сделать. Может ли это сделать Китай или Европа — большой вопрос.
Что касается отношений сербов и косоваров, то старые конфликты никуда не уходят и так просто не забываются. Тем более, что даже формальная причина, вопрос переоформления документов, отложена лишь на месяц. Остаётся надеяться, что у всех вовлечённых в эту историю игроков хватит мудрости не допустить повторения трагичных событий девяностых.