Как произошёл подрыв Крымского моста?
Теракт и его последствия
Взрыв произошёл рано утром 8 октября. Его организаторы использовали так называемую truck bomb, то есть грузовик с несколькими тоннами взрывчатки внутри. Погибли пять человек — использованный "втёмную" водитель грузовика Махир Юсубов и пассажиры находившегося рядом в момент взрыва автомобиля Cadillac: судья Арбитражного суда Москвы Сергей Маслов, блогеры и гиды-историки из Петербурга Зоя Софронова и Эдуард Чучакин, а также фитнес-тренер Глеб Оргеткин.
Опоры Крымского моста остались целы. Железнодорожная ветка начала функционировать уже спустя несколько часов. Автомобильная ветка превратилась из четырёхполосной автострады в двухполосную и в настоящий момент открыта для проезда легковых машин в обе стороны. Ремонт моста обещают завершить через полтора-два месяца, а до этого грузовые фуры будут путешествовать в Крым и обратно с помощью парома.
Как был организован теракт на Крымском мосту?
Федеральная служба безопасности совместно со Следственным комитетом 12 октября озвучили свою версию проведения теракта на Крымском мосту. По их словам, подрыв организовало Главное управление разведки Министерства обороны Украины, операцию курировал руководитель ГУР МОУ Кирилл Буданов.
Подготовка к диверсии заняла несколько месяцев. Скорее всего, не без помощи иностранных спецслужб — уж слишком сложно и запутанно для одной Украины готовился этот теракт. Мы восстановили схему передвижения грузовика и проследили весь его путь с Украины в Россию.
Из Украины в Болгарию
Взрывное устройство было закамуфлировано в рулоны со строительной полиэтиленовой пленкой на 22 паллетах общим весом 22 770 килограммов и в начале августа отправлено из порта Одессы в болгарский город Русе по контракту № 02/08/2022 между ООО "Транслогистик УА" (г. Киев) и Baltex Capital S.A. (г. Русе).
Прискорбно, но мы вынуждены констатировать, что взрывное устройство прошло морским маршрутом, предназначенным для транспортировки украинского зерна для голодающих в странах третьего мира. Безопасность маршрута гарантируют Россия, Турция и ООН.
Однако, как стало известно американским СМИ, украинское зерно оказалось не в странах Африки, а в обеспеченных европейских государствах. Впрочем, отбросим зерно в сторону и продолжим рассказ о путешествии украинской "строительной пленки".
Из Болгарии в Грузию
В Болгарии груз со "строительной плёнкой" провёл более месяца. Затем следует путешествие на восточный берег Чёрного моря, и "строительная плёнка" прибывает в грузинский порт Поти.
Из Грузии в Армению и обратно
Здесь начинается восточная магия со всеми её уличными фокусами. Из Поти "строительная плёнка" отправляется в Ереван. С 29 сентября по 3 октября в Ереване в терминале "Трансальянс" груз был растаможен по правилам ЕврАзЭС. Здесь же и производится подмена накладных на груз, после чего отправителем значится ООО "ГУ АР ДЖИ ГРУП" (Армения, г. Алаверди), а получателем — ООО "Лидер" (г. Москва). Затем "строительная плёнка" возвращается в Грузию.
Это не какое-то хитрое изобретение: растаможкой в Армении пользуются многие транспортные компании. В рамках ЕврАзЭС это дешевле, чем в России, да и нахимичить с накладными в Армении проще.
Организацией транспортировки груза по маршруту Болгария — Грузия — Армения — Грузия занимались граждане Украины: Цюркало Михаил Владимирович, г.р. 1975, Ковач Денис Олегович (1979) и Соломко Роман Иванович (1971). Им помогали гражданин Грузии Сандро Иносаридзе, брокер по имени Леван и гражданин Армении Артур Терчанян (1985).
Из Грузии в Армавир
Продолжаем следить за "строительной плёнкой". На зарегистрированной в Грузии фуре DAF 4 октября "плёнка" пересекает российско-грузинскую границу в пункте пропуска "Верхний Ларс", то есть едет буквально навстречу бегущим от призыва в армию россиянам.
Именно в пункте пропуска "Верхний Ларс" сделан рентгеновский снимок фуры со "строительной плёнкой", который украинские СМИ пытаются сравнить с фото грузовика Махира Юсубова и, естественно, находят семь и более отличий.
Доставившая груз в Россию фура DAF и фура International Prostar Махира Юсубова —действительно два разных автомобиля. Общего между ними — только груз со "строительной плёнкой".
Шестого октября груз был доставлен на оптовую базу в городе Армавир Краснодарского края.
Из Армавира до места совершения теракта
Седьмого октября в Армавире при содействии Романа Соломко, ещё одного гражданина Украины, Владимира Васильевича Злобы, 1987 г.р., а также пяти граждан России, чьи имена ФСБ пока не называет, документы на груз вновь были подделаны. Отправителем была указана известная транспортная фирма, ООО "ТЭК-34" (г. Ульяновск), а получателем — несуществующая фирма в Республике Крым.
Махир Юсубов родился в Казани, но впоследствии переехал в Краснодар. Всю жизнь он занимался грузоперевозками и накопил на собственное транспортное средство — фуру International Prostar, которую зарегистрировал на племянника Самира. Именно с индивидуальным предпринимателем Махиром Юсубов ООО "ТЭК-34" (а на деле – украинская военная разведка) и заключает контракт на роковой рейс. Цена вопроса — 48 тысяч рублей. Седьмого октября Юсубов забирает с армавирской базы груз со "строительной плёнкой" и отправляется в Симферополь.
Контроль за передвижением груза по всему маршруту и контакты с участниками схемы транспортировки осуществлял сотрудник ГУР МОУ, представлявшийся Иваном Ивановичем. Для координации он использовал два телефонных номера. Один из них — виртуальный анонимный номер, приобретённый в интернете. Второй зарегистрирован на имя гражданина Украины Андрейченко Сергея Владимировича (1988), проживающего в Кременчуге.
"Иван Иванович" настойчиво названивает водителю Юсубову, требуя прибыть в Симферополь к 10 часам утра 8 октября. Ранним утром Юсубов подъезжает к Крымскому мосту. Водитель спокоен, документы в порядке. Сотрудники ГИБДД открывают фуру, осматривают груз и решают, что дополнительная проверка не требуется. Юсубов трогается.
В 06:03 восьмого октября на Крымском мосту происходит взрыв, чья мощность составляет несколько тонн взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте. Эксперты полагают, что теракт был осуществлен с помощью радиовзрывателя.
Кто руководил подготовкой теракта?
Российские спецслужбы называют координатором подрыва руководителя военной разведки Кирилла Буданова.
Генерал-майор Буданов достаточно молод, ему всего 36 лет. В 2007 закончил Одесский институт сухопутных войск и отправился служить в спецназ ГУР МОУ. В 2014 году принимал участие в АТО, был ранен в Донбассе. В 2016 принимал участие в "рейде на Армянск" — спецоперации ГУР МОУ, во время которой через плавни Сиваша к приграничному городку Армянск для совершения диверсий прорываются сразу несколько украинских ДРГ. Попытка прорыва была предотвращена, однако во время боя погибли двое российских военнослужащих.
В дальнейшем Буданов участвует в планировании и организации ряда терактов как в Крыму, так и в Донбассе. К апрелю 2019 года к Буданову накопилось множество вопросов и на него в Киеве было совершено покушение — взорвали автомобиль, но будущий главный разведчик страны остался жив.
Буданову удалось попасть в фавор к Владимиру Зеленскому, который как раз стремился расставить в руководстве спецслужб лично преданные кадры. В 2020 году Кирилл Буданов становится главой ГУР МОУ, а в июне 2022-го — руководителем Комитета по вопросам разведки при президенте Украины, совмещая оба поста.
Что будет происходить дальше?
В настоящий момент в рамках уголовного дела задержаны пять граждан России и трое граждан Украины и Армении, участвовавших в подготовке теракта. Расследование продолжается.
В среду российские спецслужбы предотвратили сразу два теракта. В Брянске задержали агента СБУ, изготовившего взрывное устройство на основе противотанковой ракеты. Диверсант собирался осуществить взрыв на одном из складов транспортно-логистической компании.
В Подмосковье был задержан гражданин Украины, который каким-то образом смог протащить два переносных зенитных ракетных комплекса "Игла" через российско-эстонскую границу. Целью теракта должен был стать военный или гражданский самолёт. Кто стоял за планированием этих, к счастью, неудачных атак — узнаем в ближайшее время.