Рассказываем, как Советский Союз первым в мире легализовал аборты и сделал женщину послом и министром
Массовая западная культура сегодня пропитана идеями феминизма. Женские персонажи обязательно должны быть представлены корректно. Не использовать феминитивы — не очень хорошо. Патриархальность науки, политики, экономики и всего на свете — то, что необходимо осудить, пересмотреть и переориентировать. В общем, гендерная дискуссия — одна из главных на повестке. И вот мир уже меняется: вводятся новые квоты, правила и стандарты. Кажется, что это — будущее.
Но похожее уже было в прошлом. В России. Вернее, тогда ещё в Советском Союзе. Сразу после 1917 года страна ввела самое современное (на тот момент) брачное законодательство, стала первым государством в мире, легализовавшем аборты, а ещё сделала женщину послом впервые в истории.
К 8 Марта рассказываем вам, как в СССР строили утопию равенства.
Идейные вдохновители
Все мы знаем о том, что большевики — марксисты. И, соответственно, их решения были продиктованы определённой философией. Так что же дедушка Карл и примкнувшие писали о женщинах?
Если кратко: классическая семья, где муж — добытчик и глава, а женщина ухаживает за домом и заботится о ребёнке, — это зло. Потому что воспроизводит типично буржуазные отношения: есть злой капиталист-угнетатель (муж), а есть женщина без самостоятельности, находящаяся, по сути, в рабстве.
Жена сделалась главной служанкой, была устранена от участия в общественном производстве. Только крупная промышленность нашего времени вновь открыла ей — да и то лишь пролетарке — путь к общественному производству. Но при этом, если она выполняет свои частные обязанности по обслуживанию семьи, она остается вне общественного производства и не может ничего заработать, а если она хочет участвовать в общественном труде и иметь самостоятельный заработок, то она не в состоянии выполнять семейные обязанности. И в этом отношении положение женщины одинаково как на фабрике, так и во всех областях деятельности, вплоть до медицины и адвокатуры.
Женщина в такой логике, в первую очередь — жертва капитализма. И, разумеется, борьба с ним является одновременно борьбой за женское равноправие.
Так и поступили коммунисты после Октября 1917 года. Начали эксперимент по введению равноправия. Которое понимали, конечно же, по-своему.
Первая пролетарская диктатура по-настоящему пробивает дорогу к полному общественному равноправию женщин. Она искореняет больше предрассудков, чем кипы литературы о женском равноправии.
Первые ласточки изменений
Итак, большевики у власти. Женщину надо делать равноправной, а отношения между полами — справедливыми. Что предпринимает новая власть?
Во-первых, вводит ряд декретов. 1917-м датируются декрет “О гражданском браке, детях и актах состояния” и “Декрет о расторжении брака”.
И это было крайне важным изменением. Прежнее представление о браке, как деле религиозном, вечном союзе мужчины и женщины перед Богом — ушло в прошлое.
Теперь это партнёрство двух равных людей. Высшего смысла в этом нет, как и типичных стереотипов.
Символически стали проводить так называемые “красные свадьбы”. Красные и потому, что коммунизм, и потому, что нужна была альтернатива всему это церемониалу с белыми платьями, голубями и тортиками.
Только суровый ЗАГС (да, они появились именно тогда), столик с красной тканью и грубый росчерк пера. Всё, что нужно для формирования ячейки общества.
При этом устранялась разница между “законно” и “незаконно” рождёнными детьми. У родителей теперь были одинаковые обязанности перед потомством. А у мужчин — перед всеми родившими от них женщинами.
Развод становился куда проще, и женщина могла подать на него сама. Никаких разрешений религиозных организаций стало не нужно.
А ещё женщинам и их детям почти что гарантировалось содержание со стороны бывшего супруга. Если они в этом нуждались.
Ленин таким законодательством особенно гордился:
Скоро год, как существует совершенно свободное законодательство о разводе. Мы издали декрет, который уничтожил разницу и положение брачного и внебрачного ребёнка и целый ряд политических стеснений; нигде так полно не осуществлены равенство и свобода трудящихся женщин.
Следующий шаг — аборты. Спорная и сегодня проблема, за право на аборт многие сражаются до сих пор. Тем не менее, советская власть приняла немыслимое для довольно традиционного общества решение.
Впервые в мировой истории стало возможно прервать беременность легально. Постановлением "Об охране здоровья женщин".
Причём посмотрите на аргументы. Ровно те же самые, что и в 21 веке.
"Законодательства всех стран борются с этим ЗЛОМ путём наказаний как для женщины, решившейся на выкидыш, так и для врача, его произведшего.
Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции создали себе промысел.
В результате до 50% женщин заболевают от заражения и до 4% из них умирают.
Рабоче-крестьянское правительство учитывает всё ЗЛО этого явления для коллектива. Путём укрепления социалистического строя и АГИТАЦИИ ПРОТИВ АБОРТОВ среди масс трудящегося женского населения оно БОРЕТСЯ с этим ЗЛОМ и, широко осуществляя принципы охраны материнства и младенчества, предвидит постепенное ИСЧЕЗНОВЕНИЕ этого явления".
Аборты запрещалось проводить кому-либо, кроме врачей — чтобы всё было стерильно и без смертельных осложнений.
Появлялся и отпуск по беременности с выплатой денежного пособия. Сейчас мы знаем его как декретный отпуск. А "декретный" — потому, что, собственно, установлен декретом ВЦИК "О страховании на случай болезни".
Ещё он не позволял работодателям слишком нагружать женщину после выхода из отпуска. Для кормления грудью существовали отдельные часы, в которые абсолютно легально можно было забить на работу.
Помимо этого заработали социальные лифты для женщин. В основном они предназначались для партийных работниц и опытных коммунисток, но тем не менее.
Опять же, впервые в истории женщина стала целым министром и во второй раз — послом.
Это, кстати, была одна и та же женщина.
Её звали Александра Коллонтай.
Александра Коллонтай
Человек поистине удивительный. И, пожалуй, самая эмансипированная дама в российской истории.
Она родилась в дворянской семье, но очень быстро увлеклась революционными идеями и стала думать, как приспособить марксизм для женского движения.
Уже в 1913 году выходит её статья "Новая женщина". И внутри вот что:
Типичной чертой женщины прошлого было отречение от власти плоти, ношение "маски непорочности" даже в супружестве. Новая женщина не отрекается от своего "женского естества", она не бежит от жизни и не отстраняет от себя те "земные" радости, какие дарит скупая на улыбки действительность. Современные героини становятся матерями, не будучи замужем, уходят от мужа, любовника, их жизнь может быть богатою любовными перипетиями, и всё-таки ни они сами, ни автор, ни современный читатель не сочтут их за "погибшие создания"!
Краткое саммари: буржуазная мораль — зло, секс — хорошо, стесняться не надо, можно делать это с разными людьми и даже мужу любовниц выбирать.
Она же развивала эти идеи в литературе. Писала исключительно о независимых женщинах, живущих в мире, где вовсе нет семей, а сексуальность не табуируется.
В общественном сознании именно Коллонтай закрепилась как автор "теории стакана воды".
Суть которой в том, что удовлетворить сексуальную потребность так же просто, как попить.
С 1917 по 1918 Александра возглавляла Народный комиссариат государственного призрения (соцобеспечения). И стала первой женщиной-министром. А в 1922-м уехала работать послом в Норвегию. И это второе назначение женщиной на посольскую должность.
Конец сексуальной революции
Вся эта революционная атмосфера, идеи женской эмансипации, любви-товарищества и общий флёр свободы привели к тому, что и половая жизнь весьма раскрепостилась.
Помимо практиков "свободной любви" и "настоящего товарищества", можно было увидеть очень странные перформансы.
Обнажённых людей прямо в центре Москвы или Петрограда. С плакатами "Долой стыд!" — так развивалось и росло движение нудистов.
Но уже к концу двадцатых возвращается старый добрый консерватизм. А весь налёт революционного духа смещают строгие моральные принципы.
Вот, например, несколько принципов из знаменитой книги "12 половых заповедей революционного коммуниста":
— Необходимо половое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (то есть 20–25 лет) — вторая половая заповедь пролетариата;
— Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия;
— Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).
К началу тридцатых годов общество в целом сохранило существенные социальные права: в плане труда, гарантий беременным, разводов и общего понимания о равенстве.
И, тем не менее, традиция взяла своё. А в какой-то период и аборты были под запретом.
В любом случае даже современный язык обязан именно тому периоду. Все же используют слово "декрет".
А то, что считается мейнстримом в мире сегодня, в России было ещё тогда. Мы попробовали это раньше и отправились по своему пути.