Будущее навигации уже тут
Уже скоро на воды Байкала выйдут два новых катамарана проекта HSC150B. Шифр из букв и цифр можете не запоминать — у них есть и человеческие названия: “Селенга” и “Сарма”. И нет, катамараны это не только про двухместные пластиковые развлекухи с педалями на прудах. Тут масштаб серьёзнее. Гораздо серьёзнее. 700 километров хода, 60 км/ч максимальной скорости, возможность комфортно принять на борту до 150 пассажиров и размеры в 38 на 11 метров. Самое широкое место главного озера России такие гиганты могут пересечь всего за час. Причалить катамараны могут примерно где угодно — осадка меньше метра, так что сойдёт даже самое дикое место с красивым видом, риска сесть на мель нет. Для туризма и транспортных потребностей — топ-вещь.
Секрет впечатляющих ходовых характеристик — алюминий. Да побольше. Из крылатого металла в катамаранах сделан не только корпус, но и вообще всё, что можно — более половины веса судна. По словам директора по судостроению Восточно-Сибирского речного пароходства Сергея Кошкина, из алюминия там большинство элементов и узлов – “от клапанов до задвижек”. Но и металл использовали не абы какой. За помощью обратились к специалистам Института лёгких материалов и технологий (ИЛМиТ). Там порекомендовали новейшую разработку — алюминиево-магниево-скандиевый сплав 1581, который и прочный, и удобный для работы (подходит любая сварка), и недорогой, и даже углеродный след снижает. Его создатели катамарана использовали вместе со сварными крупногабаритными облегченными панелями (СКО-панелями). И это позволило облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными панелями из сплава 1561, который использовали раньше.
В судостроительной отрасли крылатый металл используется уже давно. С его помощью облегчают суда, продлевают их срок службы (ведь алюминий почти не ржавеет). Вот, что по этому поводу говорит гендир компании-разработчика байкальских катамаранов “Си Тех” Пётр Ежов:
“Алюминий – приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно. Для скоростных судов он, по сути, единственный. Титан дорогой и трудоёмкий материал, а композитные конструкции имеют ограничения по правилам. Для скоростного судна, как и для других транспортных средств, главное – масса. Больше масса корпуса – меньше полезной нагрузки, топлива. Плюс алюминия – отсутствие коррозии в пресной воде. Следовательно, не требуется вводить запасы на коррозию по толщине деталей”
Из последних примеров эффективного применения алюминия:
— «Синички», курсирующие по Москва-реке в столице;
— электрические катамараны “ЭкоходЪ”, эксплуатирующиеся в Питере и ХМАО;
— высокоскоростные суда Валдай 45Р на 45 человек;
— Метеор 120Р на 112 человек;
— Метеор 2020.
Недавно у нас же спустили на воду два круизных пассажирских судна с алюминиевой верхней частью – это “Мустай Карим”, лавирующий по Москва-реке и акватории Волги, а также лайнер “Петр Великий”, курсирующий в низовьях Волги.
Но новый проект байкальских катамаранов, особенно, если его получится запустить в массовое производство, произведёт настоящий фурор в алюминиевом судостроении, уверены их создатели. Ведь недорогого, долговечного и прочного алюминия у нас в стране пруд пруди. А вот причальной инфраструктуры на многочисленных реках, озёрах и всевозможных протоках России явно не хватает. Но для “Селенги”и “Сармы” это и не помеха, как мы писали выше. Пассажиры и груз доберутся с комфортом и кайфом почти на любой берег.