Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Алюминиевый катамаран на Байкале

Будущее навигации уже тут

Фото: Алюминиевая ассоциация
Фото: Алюминиевая ассоциация

Уже скоро на воды Байкала выйдут два новых катамарана проекта HSC150B. Шифр из букв и цифр можете не запоминать — у них есть и человеческие названия: “Селенга” и “Сарма”. И нет, катамараны это не только про двухместные пластиковые развлекухи с педалями на прудах. Тут масштаб серьёзнее. Гораздо серьёзнее. 700 километров хода, 60 км/ч максимальной скорости, возможность комфортно принять на борту до 150 пассажиров и размеры в 38 на 11 метров. Самое широкое место главного озера России такие гиганты могут пересечь всего за час. Причалить катамараны могут примерно где угодно — осадка меньше метра, так что сойдёт даже самое дикое место с красивым видом, риска сесть на мель нет. Для туризма и транспортных потребностей — топ-вещь.

1/3
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvMmI5OTliYzYtZWVlMi00YzQ5LWI4YjMtZjg4ZjZkN2NjZGMwLzY2ZmM4NmRhLWUwNDctNTljNS1hYjljLWI5M2VkZDliY2E0OS5qcGVn
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvYzllN2I0YmMtMTQ0Mi00YzNlLThmYmYtYzYzMDVmODRmYmVmL2MwODkzOTk4LWJlNjUtNTAxYy1hYzY5LWY1MTg4ZTNmOWEzZS5qcGVn
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvMWUxMjUzYmMtNmIyOS00ZWQxLTg3ZjQtZjE4ZTdjY2U4YTM0L2JiODQ4ZGU5LWI0NDgtNWM2ZS1iZGVlLWI2MjI0N2I4YjcwOC5qcGVn
Фото: Алюминиевая ассоциация

Секрет впечатляющих ходовых характеристик — алюминий. Да побольше. Из крылатого металла в катамаранах сделан не только корпус, но и вообще всё, что можно — более половины веса судна. По словам директора по судостроению Восточно-Сибирского речного пароходства Сергея Кошкина, из алюминия там большинство элементов и узлов – “от клапанов до задвижек”. Но и металл использовали не абы какой. За помощью обратились к специалистам Института лёгких материалов и технологий (ИЛМиТ). Там порекомендовали новейшую разработку — алюминиево-магниево-скандиевый сплав 1581, который и прочный, и удобный для работы (подходит любая сварка), и недорогой, и даже углеродный след снижает. Его создатели катамарана использовали вместе со сварными крупногабаритными облегченными панелями (СКО-панелями). И это позволило облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными панелями из сплава 1561, который использовали раньше.

1/3
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvNzMxNDgyOTAtYjI2My00YTYwLTg3YTAtMzI5MmIxYTRjYjkxL2FiN2E1M2FkLWE1YTEtNTYwZC1iOTRmLWRlMmVmMjYzNGViNi5qcGc
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvMDA4NTY3ZWQtY2JlYS00ZTA1LTliMjUtMmYxNzkzZmQ5MDRhLzU5ZGNlMzkzLWEwZjctNTY1Mi1hMjBlLTAzZWQ3MDMyNGRlMi5qcGVn
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvMTAwNjg2YjgtYjk5Mi00ZTg3LWJhNDUtZWJlOTY0ZGZiNzI0LzI2YjNlMzRmLTI3MDItNTY1YS05ODgyLWNlZDJlZWFlZWQzNi5qcGVn
Фото: Алюминиевая ассоциация

В судостроительной отрасли крылатый металл используется уже давно. С его помощью облегчают суда, продлевают их срок службы (ведь алюминий почти не ржавеет). Вот, что по этому поводу говорит гендир компании-разработчика байкальских катамаранов “Си Тех” Пётр Ежов:

“Алюминий – приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно. Для скоростных судов он, по сути, единственный. Титан дорогой и трудоёмкий материал, а композитные конструкции имеют ограничения по правилам. Для скоростного судна, как и для других транспортных средств, главное – масса. Больше масса корпуса – меньше полезной нагрузки, топлива. Плюс алюминия – отсутствие коррозии в пресной воде. Следовательно, не требуется вводить запасы на коррозию по толщине деталей”
“Алюминий – приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно. Для скоростных судов он, по сути, единственный. Титан дорогой и трудоёмкий материал, а композитные конструкции имеют ограничения по правилам. Для скоростного судна, как и для других транспортных средств, главное – масса. Больше масса корпуса – меньше полезной нагрузки, топлива. Плюс алюминия – отсутствие коррозии в пресной воде. Следовательно, не требуется вводить запасы на коррозию по толщине деталей”
— Пётр Ежов

Из последних примеров эффективного применения алюминия:

— «Синички», курсирующие по Москва-реке в столице;
— электрические катамараны “ЭкоходЪ”, эксплуатирующиеся в Питере и ХМАО;
— высокоскоростные суда Валдай 45Р на 45 человек;
— Метеор 120Р на 112 человек;
— Метеор 2020.

Недавно у нас же спустили на воду два круизных пассажирских судна с алюминиевой верхней частью – это “Мустай Карим”, лавирующий по Москва-реке и акватории Волги, а также лайнер “Петр Великий”, курсирующий в низовьях Волги.

Но новый проект байкальских катамаранов, особенно, если его получится запустить в массовое производство, произведёт настоящий фурор в алюминиевом судостроении, уверены их создатели. Ведь недорогого, долговечного и прочного алюминия у нас в стране пруд пруди. А вот причальной инфраструктуры на многочисленных реках, озёрах и всевозможных протоках России явно не хватает. Но для “Селенги”и “Сармы” это и не помеха, как мы писали выше. Пассажиры и груз доберутся с комфортом и кайфом почти на любой берег.

1/3
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvNzRjN2VkM2QtZTM0OS00Mzc2LWI5MzctNjRjY2QxNTNmMGU2LzA3NWE2MDQ1LTBiZjItNTcxZS04MGNkLTlmMjYxZDE4Y2RkNS5qcGc
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvMmViOTgyODEtYTM1OC00ZmI4LThlZTUtNzQ0Y2MyZjAzY2NkLzdjMmNjZWNkLTMyYmUtNTIyYy04ZGNlLWRkMDljMGIwOTM5Mi5qcGc
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvNzlkMzZjYjItNDZhYi00NTQwLTg3NDAtYjMzZDY2MGMwN2ZmL2Q2MTA2YTIxLTRkMDctNThlZi05MTQ2LWFlMDE2YTE4MjM4ZC5qcGc
Фото: Алюминиевая ассоциация
Поделиться