Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Иномарки, гудбай? Как запрет Японии ввозить машины повлияет на авторынок в России

Разбираемся с автоэкспертом в последствиях запрета Японии ввозить машины в РФ

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDgtMTYvNjc4Y2YxODItM2IwMS00OTVkLTg2YTEtYmU5ZjU4MDVmM2Q3L2Y1NDk1OGE2LTFlZmUtNWYzNC1iNGFiLTcyNjNlZDE2MWI0OC5qcGVn
Следите за нашими новостями в удобном формате
Mash.ru вПерейти в Дзен

На днях Япония закосплеила страны ЕС и точно так же, как Германия, Франция, Италия и остальные государства Европейского союза, запретила экспортировать в Россию любые автомобили с движком больше 1,9 литра. А это: Toyota Alphard, Toyota Land Cruiser разных серий, Toyota Mark, Nissan Serena, Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero, Honda CR-V и другие.

Где теперь брать запчасти для иномарок? Что будет с россиянами, которые работали в автосалонах, ориентированных на продукцию из Страны восходящего солнца? И как вообще изменится отечественный автомобильный рынок? Разобрались с автоэкспертом Василием Кисенковым, рассказываем.

Что. Было. Раньше?

Еврокомиссия приняла одиннадцатый пакет антироссийских санкций, в котором было прописано, что ввоз автомобилей с объёмом движка выше 1900 куб. см в Россию будет запрещён с 25 сентября 2023 года. Позже дописали: вместе с ними в стоп-листе будут электромобили и гибриды (машины, использующие для привода ведущих колёс больше одного источника энергии).

По сути, эта бумажка запретила BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Fiat, Renault, Ferrari, Porsche и остальным брендам привозить и продавать свои железяки с запчастями в РФ. Потому что они юридические лица. Физлицам никто ничего не запрещал, поэтому появились частники, которые стали заниматься типичным перегоном иномарок. Они продавали их по завышенной цене, что напрямую влияло на рынок. Грубо говоря, всё выглядело по схеме из конца 90-х – начала нулевых: дилеры — теряют деньги, перекупы — получают, госказна — остаётся без выплат по тому же утилизационному сбору. Который 1 августа был проиндексирован в размере от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида автотехники и объёма двигателя.

Утилизационный сбор понесёт за собой риски: автовозы уже не будут привозить партиями тачки. Только под заказ и за огромную котлету. Сами машинки подорожают ещё до 20%.
— Василий Кисенков

Братья-камикадзе

На днях бумажку Еврокомиссии прочитали власти Японии. Впечатлились, сделали ctrl+c — ctrl+v, внесли пару правок и подписали документ. В нём уточнили, что помимо автомобилей в нашу страну нельзя ввозить:

– яхты;

– локомотивы;

– шины для крупногабаритных транспортных средств;

– асфальт;

– некоторые стальные, медные, никелевые, алюминиевые, свинцовые и цинковые изделия;

– автозамки;

– автокресла и много другого.

То есть по факту решили оборвать с Россией связь в этой сфере насовсем. Так как до этого Япония вводила ограничения на поставку моделей автомобилей, стоящих выше 6 миллионов йен (3 924 072 рубля по нынешнему курсу).

Правда, больший удар это решение нанесло по самой Японии. Потому что до запретов она зарабатывала в России по 700 тысяч долларов в день. Если конкретнее, то дела обстоят так: только в прошлом году из Японии в Россию было поставлено около 200к подержанных автомобилей на примерно 1,8 миллиарда долларов. После ужесточения антироссийских санкций экспорт ограничится малолитражными автомобилями, а значит, японцы станут получать всего 720 миллионов вечнозелёных.

Но как это повлияет на наш авторынок?

По прогнозам аналитиков, серьёзных последствий для авторынка не будет. Ведь есть параллельный импорт, который власти Японии вряд ли смогут контролировать. Например, седаны Toyota спокойно приходят к нам из Китая по земле, а внедорожники Mitsubishi из Объединённых Арабских Эмиратов по морю и земле через Казахстан. Который благодаря этому не только стал зарабатывать миллионы миллиардов денег, но и вовсе начал выстраивать вокруг этого свою экономику.

Ведь из Астаны, Алма-Аты и других городов бывшей советской республики японские машины так или иначе приходят. Да, не в таком объёме, как корейские KIA и Hyundai, но приходят.

Южная Корея сама себе в ногу стрелять не будет, ибо для её экономики вывоз авто — это огромный плюс.
— Василий Кисенков

По такой же схеме из Армении привозят Dodge, Chevrolet, Ford и другие машины из США.

Тем не менее есть одна чувствительная зона — рынок труда. В случае ухода японских автоконцернов и попутного закрытия дилерских центров и техсервисов Nissan, Toyota и иже с ними десятки тысяч людей могут потерять работу. Особенно это коснётся жителей Дальнего Востока.

Помимо этого те, кто до принятия санкций оформлял заказ на доставку авто из Японии, останутся без ничего. Но в России. А значит будут искать способы, как доставить свою "ласточку" через третьи страны.

Что касается сезона продаж, то он нас ждёт 10–20 сентября — все после отпусков; детей в школу отправили, вопросы с недвижимостью решили, поэтому можно и про автомобили подумать. Думаю, продажи упадут, так как покупательская способность уже упала. А сам спрос снизится примерно на 20–30% относительно 2022-го.
— Василий Кисенков

На этом фоне появятся те, кто станет продавать "утопленников". Это те иномарки, которые по той или иной причине оказались под водой во время транспортировки по морю. А также те, кто начнёт на скорую руку реставрировать автомобили и перепродавать под видом "почти не тронутых".

ПОДЕЛИТЬСЯ