Как появился жанр эротической манги
В 1814 году японский художник Кацусика Хокусай издал альбом, названный "Хокусай манга", буквально "рисунки Хокусая". По сути, это был живописный дневник автора на 54 листах, собрание тонких зарисовок из жизни тогдашней Японии. И — никакой эротики. Книжка раскупилась мгновенно, и живописцу пришлось продолжать начатое — рисовать ещё. При жизни Хокусая было издано 12 тетрадок "манги", после смерти — ещё три.
А потом "странные картинки" (ещё один вариант перевода) станет отдельным художественным жанром со своими законами. Чёрно-белая гамма, внимание к линиям, чтение — справа налево. Темой манги может быть всё что угодно: фантастика, спорт, приключения, байопики. Но мы сегодня поговорим об одном из самых известных течений — эротическая манга. Прежде чем начать нашу экскурсию, напоминаем: пропаганда однополых отношений в стране запрещена, так что мы их и не будем пропагандировать, а будем всячески осуждать. Договорились? Саико, погнали!
Эти бесстыдные японцы
В Японии — своё понимание телесности. Страна, стоящая на 6852 островах, долгое время была совершенно закрытой для чужаков. И когда голландцы впервые оказались там, они наперебой рассказывали о "бесстыдстве" японцев: не стесняются прилюдно раздеваться, моются в общих банях, не скрывают адьюльтера, рассматривают при дамах непристойные картинки и не считают походы к гейшам чем-то неприличным.
Страна не знала христианства, в котором тело называли "отвратительным вместилищем души". Ни синтоизм, ни буддизм не учат "усмирять плоть", конфуцианство осуждает любовь как слепую страсть, а вот секс как способ получить и доставить удовольствие — дело другое.
Японцы не понимали и не принимали европейской религии, в которой сын Божий появился на свет в результате непорочного зачатия. Получается, что у него как бы вовсе нет отца, а это в Японии — признак маргинальности и деклассированности.
Сама Япония, согласно мифам, родилась в результате любовной связи богов Идзанаги и Идзанами: они вступили на небесный мост, а дальше Идзанаги "вытащил копьё" и жидкость, которая капала с него, и образовала новый остров. Потому неудивительно, что жители Страны восходящего солнца так шокировали приехавших к ним голландских протестантов.
А ещё европейским туристам запомнилась традиция местных дарить друг другу на новогодние праздники эротические открытки — сюнгу. Почему? Потому что Новый год — это праздник начала нового цикла, зарождения новой жизни — а как ещё зарождать новую жизнь, если не…?
Правило 34
"Правило 34" гласит, что нет такой темы, которую нельзя было бы использовать в порно. С современной эротической мангой дела обстоят примерно так же.
"Яой" — комиксы про любовь между юношами (осуждаем!), но аудитория у них в основном женская. Название — сокращение от фразы "яма наши, очи наши, ими наши": "ни кульминации, ни смысла, ни развязки". Изначально уничижительный термин стал официальным названием. Впрочем, шутники расшифровывают слово "яой" иначе: "Ямэтэ, осири итай!" — "Прекрати! Болит задница!". Местным девочкам в нежном возрасте 12–14 лет нравится наблюдать за приключениями женоподобных юношей, поэтому эти тетрадочки — в основном для них.
У настоящих геев свои картинки — "бури". Там герои мускулисты, мужественны и брутальны. Для любителей однополой женской любви есть жанры "юри" или "сёдзё-ай" — а вот у них аудитория и женская, и мужская (конечно же).
Для тех, кто любит совсем нетрадиционное, — конечно же, хентай. Там — садо-мазо, публичный и групповой секс и прочие вариации. Кстати, как показывают исследования, сюжеты про насилие больше всего заходят именно женщинам. "Манга для леди" — отдельный жанр, там одной из главных тем является изнасилование, а героини почти всегда пассивные жертвы. Издатель журнала Amour Масафуми Мицуно замечает: "Иногда мы публикуем истории, где женщины активны, и эти истории имеют поклонниц. Но большинство читательниц предпочитают пассивных женщин". Феминистка Марико Митсуи говорит, что японские женщины не желают освобождения: "Они хотят убежать от независимости, и для них лучше изнасилование".
Ну и конечно, те самые осьминоги. Отдельный поджанр хентая, "тентакли" — это об отношениях девушек и существ с щупальцами. Восходит традиция всё к тому же Хокусаю и его гравюре "сон жены рыбака". В современности впервые тентакли напали на женщину в аниме 1986 года OVA "Guyver: Out of Contol". Там всё было ещё относительно прилично.
Но в том же году художник Тосио Маэда совершил революцию. Дело в том, что, несмотря на всю раскрепощённость, в Японии запрещено публиковать изображения половых органов, даже нарисованных. Маэда изобразил мужчин с щупальцами вместо того, что нельзя показывать. Это неожиданно зашло, анимэ, сделанное по его манге, стало культовым. Примерно в то же время японские картинки стали обретать популярность в Европе и США, и стереотип о "японских извращениях" намертво прилип.
Впрочем, были и проблемы. Например, на Западе запрещено изображать секс с несовершеннолетними — даже в рисованной форме. А вот в Японии этого табу нет. Более того — и такой жанр манги очень популярен.
Осторожно, дети!
Япония стала последней страной "первого мира", запретившей детскую порнографию, — это случилось аж в 1999 году. Во время обсуждения закона в местном парламенте был вариант запретить и мангу — но на это власти не пошли. Объясняли это просто: фантазии на эту тему всё равно не запретить, а картинки — это всего лишь картинки, от них реальные дети не страдают. Поэтому да, в Японии рисовать комиксы про секс и даже изнасилование несовершеннолетних, Лоликон, совершенно легально (мы, разумеется, осуждаем).
Если обратиться к японской традиции, то секс между подростками там никогда не осуждался, а до революции Мэйдзи даже бытовала традиция "ночных хождений", или йобаи. Парень, возжелавший юную барышню, должен был прийти ночью, прокравшись как ниндзя, причём предварительно раздевшись (существовало поверье, что голый человек не придёт с дурными намерениями и что на него нельзя нападать). Затем необходимо было подойти к объекту страсти и предложить ей заняться сексом. Вы удивитесь, но это работало — юнницы соглашались. Правда, и времена были другие — XVIII век.
Естественно, сейчас в стране много противников продажи "странных картинок" с детьми. Аргументируют тем, что общество таким образом привыкает к сексуализации детей и подростков и некоторые его члены рано или поздно захотят перейти от фантазий к реальности. Феминистки же утверждают, что всему виной эмансипация женщин — мол, мужики не согласны с тем, что взрослые женщины стали неуправляемыми, и пытаются (хотя бы в мечтах) найти более покорных и управляемых существ.
1. В Японии на День святого Валентина проявляют симпатию и дарят подарки девушки. 2. Порнография продаётся абсолютно везде. В каждом комбини (продуктовом магазине) на стойке с прессой обязательно есть отдельная полка с хентаем. В маленьких книжных магазинах хентай составляет треть всего ассортимента, в больших книжных под порнографию отводится два-три этажа. 3. Хентай разрешено свободно продавать несовершеннолетним. 4. Два самых популярных поджанра хентая — это насилие и секс с несовершеннолетними. 5. Обернув в обложку, хентай спокойно читают в метро. 6. В Японском метро и JR есть вагоны только для женщин. Их присоединяют по утрам, чтобы в час пик никто не домогался девушек. 7. При этом в Японии один из самых низких процентов изнасилований в мире. В пять раз меньше, чем в России. 8. В Японии до сих пор 30% свадеб происходит в результате организованных родителями сватовства и смотрин (омиаи). 9. Возраст согласия в Японии только недавно подняли до 16 лет. Раньше это было 13.
Эти скромные японцы
После прочтения этой статьи может создаться ощущение, что Япония — страна греха и всё, чем люди там занимаются, — это предаются разным извращениям или хотя бы рассматривают соответствующие картинки. Конечно, это не так.
Японцы не стесняются демонстрировать половой акт, а вот тело — стесняются. Общество Страны восходящего солнца — статусное, а статус подчёркивается прежде всего одеждой. Не так давно возможность прикрыть наготу была не естественным правом, а привилегией. Чем беднее человек, тем меньше у него возможностей закрыться и сохранить приватность, и наоборот. Поэтому на некоторых "весёлых картинках" (сюнга переводится примерно так) почтенные самураи делают своё дело в одежде, иногда даже с мечами.
Японцы не уделяли такого внимания изображению обнажённого тела, как это делали греки и римляне. Вот как отзывался о парковой скульптуре Царского Села попавший в Россию в конце XVIII века японец: "Среди них есть и мужчины, и женщины, все они голые, некоторые из них сидят, другие стоят, а иные скорчились. У них всё сделано откровенно, вплоть до тайных мест. Работа настолько искусная, что невозможно выразить словами, но смотреть на них очень неприятно и как-то жутковато".
В XIX веке местные художники всё же подвергались западному влиянию и пытались рисовать "как на Западе" — картины с голыми натурщицами либо запрещали выставлять вообще, либо прикрывали кусками ткани.
В нынешней Японии порнография продаётся повсеместно, но вот демонстрация половых органов — под строжайшим запретом, поэтому даже на современных японских видео (не говорите, что не видели) весь срам прикрыт пикселями. И да, в стране есть умельцы, посредством искусственного интеллекта и за большие деньги удаляющие эти пиксели и снова являющие искомое народу.
В этих противоречиях — тоже один из секретов популярности манги, которая позволяет рисовать всё, при этом избегая натурализма, и примирить в себе противоречия. А заодно — приносит немало дивидендов стране на международном рынке.