Новые возможности и ренессанс семейных фильмов

Уже больше года мы живём в условиях, когда российское кино заново изобретает себя. Западные новинки не приходят, "Барби" и "Опенгеймер" показывают разве подпольно, конкуренции с отечественными продуктами нет. При этом многие звёзды уехали, проекты встали на паузу, а кинотеатры всё ещё жалуются на падающий спрос.
Так что же происходит с нашим кинорынком? Создаются ли реальные возможности для авторов? Пользуются ли они ими? Что больше всего интересно людям? Какие темы сегодня освещают сценаристы и режиссёры?
Пообщались с кинокритиком Александром Голубчиковым и попросили его ответить на эти вопросы.
О новых возможностях
Прежде всего надо отметить, что с началом СВО и с оттоком части кадров за рубеж на релокацию Министерство культуры начало больше вкладывать в возможности. По крайней мере, это было заметно по прошлому году и по этому году тоже. Может быть, не больше в численном выражении, но больше стало питчингов…
Достаточно много денег вкладывают в сериалы через Институт развития интернета — ИРИ. Там денег много влили. Сейчас идёт по всем фронтам импортозамещение, понятно, что контента стало импортного меньше, аудиторию нужно удерживать, чтобы народ не перетёк в нелегальную плоскость.
В тяжёлые времена надо поддерживать хорошее настроение у аудитории, поэтому, если говорить про замену и финансирование, — да, стали вкладывать больше. И мы видим, что по итогам прошлого года был провал по сборам и по контенту и до "Сердца Пармы" (2022 г.) собирало в основном семейное кино. Раньше у нас не было такого, что семейное кино собирало, но по прошлому году было заметно, что собирали середнячки, и очень хорошие деньги.
О феномене "Чебурашки"

"Чебурашка" — это пик. На "Чебурашку" делали ставку, и он показал, что ёмкость рынка гораздо больше, чем мы думали. 7 миллиардов рублей — это непостижимая сумма, никто не мог предположить. Конечно, по логике нужно было предполагать, построить графики. Что где-то в прошлом/этом году, вне зависимости от СВО, должен был случиться прорыв и какой-нибудь российский фильм должен был собрать в 2–2,5 раза больше, чем самый кассовый фильм, который был до этого, чтобы показать новый уровень. У нас уже такое было — "Ночной дозор", он собрал в два раза больше, чем голливудские кассовые фильмы. Там было 16 миллионов долларов, потом у нас был поток фильмов типа "Девятой роты", когда российских фильмов стали набирать помногу. И потом самым кассовым российским фильмом с большим отрывом от конкурентов и на много лет до "Аватара" стала "Ирония судьбы. Продолжение". Такие вещи предсказуемы. Нельзя сказать, какой из фильмов рванёт, но такое было. И поэтому сейчас можно предположить, что следующий условный "Чебурашка" случится не скоро, хорошо, если лет через пять.
О ренессансе семейного кино и стримингах

И вообще, все говорили в прошлом году про ренессанс семейного кино — это восстановленная репутация семейного кино. Российское семейное кино вдруг стало собирать аудиторию, никто не рассчитывал на это долго, ставку не делал. Были только запланированные хиты вроде "Последнего богатыря", это сказка, переделка старых сюжетов на новый лад, но это было запланировано. 1 миллиард собрала первая часть, вторая часть тоже миллиард, хорошо так! А тут начала собирать в течение года и собирала ещё и летом.
Семейное кино собирает. И прекрасный старт "Баба Яга спасает мир" и "За Палыча" — тому подтверждение. Это в разной мере семейное кино, одно немножко патриотическое и про ВДВ, но всё равно про семью, а втрое фэнтези. И отзывы хорошие, и держится в прокате, даже несмотря на то, что вышел сейчас французский фильм "Леди Баг и супер-кот. Пробуждение силы", сильного падения у наших фильмов нет. Но есть подозрение, что народ переедает семейного кино уже, просто потому что нет у нас в прокате каких-то романтических комедий, нету кино, которое ушло на стриминги, а все комедии у нас ушли на стриминг, потому что проще посмотреть стенд-ап, нежели идти в кинотеатр на комедию.
О тематических ограничениях и (само)цензуре

У нас сейчас есть две вещи: цензура и самоцензура. Цензуры у нас вроде как нет, а самоцензура присутствует. Однако у нас есть прецеденты, вот свежий: фильм "Один маленький ночной секрет" Наталии Мещаниновой, который не получил прокатного удостоверения, при этом этот фильм был показан на фестивалях и на зарубежных, по-моему, и на российском фестивале. На фестивале разрешили показать кино, но до проката не допустили. И таких фильмов, которым не давали прокатного удостоверения, ну можно наскрести, ну, в частности, было выдано, а потом отозвано прокатное удостоверение фильму "Ампир V", поскольку там участвовал иноагент Оксимирон.
Была история с той же Мещаниновой с фильмом "Комбинат "Надежда" (2014 г.), который не выпустили в прокат, поскольку там было много мата, и фильму не дали прокатку, а тогда только-только вышло постановление*, а Мещанинова, несмотря на то что она снимала это кино и с матом, и без мата, она отказалась монтировать версию фильма без мата, и все с ней согласились, продюсеры в том числе, ну потому что там мат — ну без него это фальшиво. И в результате фильм не вышел в прокат, и спустя лет пять или больше после его показа на "Кинотавре" он был в отличном качестве слит просто в интернет. То есть все, кто хотел увидеть фильм, — в результате его увидели. Но до кинотеатров это достойное кино, к сожалению, не дошло.
О мнении, что цензура может идти на пользу кино
Эзопов язык, он на то и эзопов язык. Но мы можем прийти к самоцензуре, точнее мы к этому уже идём. Когда приносишь идею продюсеру, а он говорит: "Не, сейчас это не нужно. Сейчас не надо. Мы запускать не будем это, нам не дадут прокатного удостоверения". Это не то, что его не дадут, а никто не хочет рисковать. И поэтому чаще всего у нас получается выхолощенное кино, которое не поднимает острых тем, которое не говорит зрителям про то, что его, зрителя, волнует на самом деле, а мы смотрим среднее кино.
Об умении кино работать с актуальными проблемами

У нас беспроблемный кинематограф. Нам про проблемы говорить — лучше не говорить. Снимают про то, что безопасно, про то, что допустят, и про то, чему дадут прокатное удостоверение. Когда Мещанинова снимает про домашнее насилие, ей прокатного удостоверения не дают — вот и результат.
О том, станет ли больше военного кино

Чтобы об этом говорить, достаточно на питчингах Фонда кино и Минкульта посмотреть, какие темы там предлагают. Там сплошные "Отцы и дети" и "Война и что у нас там ещё", короче говоря, оригинальных сюжетов, которые уходят от советского, крайне мало, потому что все считают, что военное кино безопасно и на него дадут денег. Про семью и ценности тоже дадут денег, а что-то заковыристее и с попыткой высказаться, скорее всего, уже не пройдёт.