Mash на спорте и вы точно видели, как Светлана Михайловна ругается и эмоционально поддерживает своих спортсменов, поэтому наш разговор состоялся миленько, полезно и без синяков.
В каком возрасте лучше всего отдать ребенка в единоборства? Как правильно выбрать тренера? Единоборства для детей опасны все-таки или нет? Спорт и соблазны к сегодняшним вредным привычкам. Ответы - в нашем новом интервью.
Андреева Светлана Михайловна — легендочка бокса
— Самый ранний возраст, когда можно привести ребёнка в единоборства. Чтобы это было безопасно и полезно для здоровья.
— У меня есть группы с трёх лет. Но это не значит, что это прямо совсем про бокс. С элементами бокса — да. Но акцент идёт на развитие мышечного корсета, развиваем такие качества, как ловкость, подвижность, координацию, усидчивость, умение сфокусироваться. Даже такие вещи, когда они коммуницируют. Я раньше очень крепко в это упиралась, не брала там, к примеру, даже первоклассников-семилеток, а потом посмотрела на единоборства, что детишки этого возраста вполне могут принимать участие в этих дисциплинах.
Опять же всё зависит от грамотного тренера — чтобы не навредить. Бестолковый тренер может изуродовать пацана, потому что первоначальная информация даётся от тренера якобы профессионала совсем неправильно. Это закрепляется очень быстро, а вот нам исправлять сложно.
— В каком возрасте привести ребёнка в единоборства, чтобы это было максимально эффективно для него?
— Семь-восемь лет.
— Какие шансы у боксёра шести-семилетки вырваться в профессионалы?
— Иной раз 1 из 200. А на начальном этапе группа есть из 30 человек — практически 90% будут выступать. Зависит, как будут напрягаться и пыхтеть.
— Важно ли желание мелкого? Его какие-то физические особенности? Рост, вес? Характер?
— Это редкость, когда ребёнок сам хочет. Я могу сказать, на сто — один. Желание знаете какое у ребёнка сейчас, в данный момент, — сидеть дома, целый день играть в компьютер и телефон, чтобы его никто не отвлекал. Вот его идеальная и комфортная сфера нахождения. Родители должны способствовать, все качества закладываются в раннем возрасте. Не ходите, а потом всё…дрова.
— Есть ли возраст, когда уже поздно, мягко говоря. Поздно — именно с целью спортивного будущего в единоборствах?
— Да, когда время уже упущено, и он приходит в 18–20 лет, а координация, на минуточку, закладывается в раннем возрасте, в три-четыре-пять-шесть лет.
— С чего эффективнее начать родителям шести-семилетки? С секции в школе олимпийского резерва? С оздоровительной секции? С персональных тренировок с мягким тренером?
— Есть сложные и проблемные дети — их прямо тяжело затащить в зал. В спортивной школе этого делать никто не будет — там никто не уговаривает, никто не сюсюкается, делаем и всё. Если мы про коммерческий сегмент — тут ещё заморачиваются. Здесь, чтобы расположить ребёнка, надо хвалить, и иной раз даже по мелочам.
— А он не расслабится от этого?
— Это в особенных случаях, и речь про тех детей, которых нужно завлечь. В 99% мы этого не делаем. Мы хвалим только за то, за что действительно заслужил ребёнок. Есть тренера ути-пути с малышами — это нормально. Но тренер должен видеть и понимать ребёнка, чтобы где-то газануть, потому что шпанёнок маленький и шустрый. Дисциплина очень важна, а то заберётся на голову — и уже не остановишь.
— Если говорим про коммерческий сектор, то сколько в месяц мы потратим на это хобби?
— Конкретно у меня 12 тренировок, то есть три раза в неделю, на месяц — 7000 рублей. У тренеров моего клуба — 5000 рублей 12 тренировок. И дети, и взрослые ходят за эту сумму. Бюджетные и нормальные цены — чтобы дети приходили и тренировались. Я не заламываю ценник на абонементы, хотя соответствую и могу. Но не делаю этого.
— Как работаете со слезами и капризами и отказом заниматься?
— Не без них. Моя самая любимая группа — три-четыре годика. Когда только из садика привели, они поспали, капризы начались, плохое настроение. Но в таком возрасте гораздо проще завлечь игровыми упражнениями, и всё — они уже забылись, внимание переключили. Ещё раз — всё зависит от профессионализма тренера. К сожалению, на данный момент мы сталкиваемся с дефицитом тренеров нормальных, качественных, профессиональных.
— Посоветуйте родителям, как им правильно выбрать первого тренера.
— Это даже не методом проб. Можете прийти на пробную тренировку и со стороны посмотреть: что говорит, что делает. И уже будет понятно, он отношение к боксу имеет или нет. Сейчас соцсети в этом плане помогают — тренера, которые в себе не уверены, не выкладывают себя, потому что понимают, что их захейтят и они получат только отрицательную рекламу. Самое главное — смотреть на результат, даже если начинающий и молодой тренер.
Смотрите обязательно, насколько он заинтересован заниматься с детьми в своё внеурочное время — это воскресенье. Плюс — регалии, образование, результат.
— Тренера мы выбрали. Или секцию. Что дальше?
— С тренером определились, покупаете форму: кроссовочки, шортики, футболочку — и пока всё. Пока на первую тренировку — всё. Маленький ребёнок, взрослый человек… я всегда говорю: никакую экипировку покупать не нужно.
Первоначально ставится школа — научиться правильно бить прямые, боковые, снизу, двигаться. У нас иной раз месяц ходят — и никаких перчаток.
— Когда придёт понимание, что единоборства — это его или не его вид спорта?
— Понимаете, бокс — сложная дисциплина. Но мальчику это в жизни только пригодится. Его или не его — пусть ходит. Когда повзрослеет, сам решит. За это время он наберётся здоровья, что самое главное. Техника будет усовершенствована, которая в будущем поможет как минимум защитить себя, а потом уже девушку, маму, папу. В нём будут развиты такие качества, как ловкость, подвижность, реакция, которые в бытовой жизни необходимы. Например, он мальчик, он захочет водить машину — всё, у него есть повышенные навыки реакции и лучше, чем у всех остальных. Одни плюсы.
— Эффективнее заниматься с детства одним единоборством или комбинировать?
— Всё зависит от нагрузки, но я считаю, что, если мы отдаём на какой-то один вид спорта, на нём надо сосредоточиться. А сразу несколько видов спорта ребёнка могут перенагрузить.
— Виды спорта, подходящие к совмещению: плавание, бег, лыжи?
— Зачем? Зачем? Тут в единоборствах всё это есть — и бегают, и прыгают. Распыляться не нужно, если хотите получить результат. Тем более это ребёнок — переутомлять не нужно. Есть всякие развивашки помимо спорта — они же ходят на лепку, рисование и прочее.
— Говорят, ребёнку нежелательно получать в бубен. А как же спарринги? Первые соревнования? Когда можно начинать?
— Смотрите, всё это в совокупности желания и работы тренера вместе со спортсменом. Самое главное — психологически, морально парень должен готов выйти в ринг и отстаивать свою честь. За выигрыш никто не говорит — просто выйти и пересилить себя, потому что это страх. А я всегда говорю: либо мы управляем страхом, либо страх управляет нами. Мы же начинаем с обычных спаррингов в клубе, потом внутри — я раз в два месяца провожу сама у себя в клубе турниры. Вывести его на другую территорию — колоссальный стресс, а тут, у себя, всё нормально, проходит попроще.
— В каком возрасте безопасно начинать контакт? Спарринги, соревнования.
— Лет в семь-восемь уже можно. В 12 уже чемпионаты проводятся. По мере готовности вместе с тренерами мы начинаем работать.
— Что делать в переходном возрасте? Когда ребёнок всё больше смотрит в сторону гулянок, друзей, компуктера и телефона? Когда появляются соблазны — алко, наркота.
— Именно в этом возрасте у них начинается желание привить себе ненормальные привычки — алкоголь, сигареты, наркотики и прочее. Ребята, которые в это время находятся в зале, не шатаются в это время по дворам. Здесь "не хочу" — это как "школу закончишь — потом скажешь "не хочу". Я всегда родителям говорю: почему, когда он вам говорит "я не хочу идти в школу", он же всё равно идёт? То же самое здесь: в смысле не хочешь? Здесь всё проще: не хочешь — не иди, тогда у тебя ни телефона не будет, ни карманных денег, ни компьютера. Что значит "не хочу"? Поэтому говорю, что у нас сейчас перевёрнутое воспитание детей по всяким авторским методикам. И получается непонятно что. А эти ходят: отучились, покушали, полтора часа едет на тренировку, позанимался. Какая ему улица уже? Он здесь проводит время, и они же не обделены общением. Они здесь у меня балуются, могут мячик взять, поиграть, всё в рамках разумного, а то бывает и стёкла у меня разбивают. Здесь здоровый круг общения.
— Развейте или подтвердите самые популярные стереотипы: про травмоопасность, про тупость спортсменов.
— Я развеиваю их. Говорят: пришёл на первую тренировку и тебе сломали нос, челюсть, выбили зубы, сломали руки, — нет! Я же говорю ещё раз: может, в дилетантских клубах именно так и обстоят дела, но у нас идёт сначала постановка школы. Даже разминку будет делать максимально лайтово, даже если скажет, что всё в порядке по здоровью. Для нас это не ответ, мы смотрим по внешнему виду, замеряем пульс, цвет лица, губ.
— Удары по голове?
— Да-да, мы обучаем, как бить удары, как защищаться. И только потом с таким же уровнем только будет стоять в паре.
— Что сделаете, если придёт мамочка и скажет, что "мы уходим — ребёнок стал двоечником"?
— Мы тут понимаем: если ребёнок действительно перспективный, то есть смысл с мамой разговаривать. Если нет, то смысла с мамой говорить нет, потому что причины будут всегда — двойка, не поел, не поспал. Это уже с родителями нужно разбираться, а у меня на это нет времени.
Мы свою работу делаем, отвечаем за тренировки и их нахождение здесь. Только родитель должен контролировать своего ребёнка. Но, разумеется, проводим с ними беседы касаемо школы, успеваемости и струним. Но ключевое за родителями — чтобы потом не кусали локти и не было поздно.
— А как понять, перспективный или нет?
— Мы же видим, как выполняет упражнения, как схватывает информацию, воспроизводит её. Кого-то на скакалке учим полгода двигаться, а кто-то на первой тренировке уже выдаёт движения. А если мы заинтересованы и видим в ребёнке потенциал — будем вести беседу с родителями, с ним непосредственно, чтобы учился и мог ходить на тренировки. И будем с родителями в одном векторе двигаться. Если хромает где-то — будем мотивировать вместе с родителями.
— Что безопаснее для ребёнка: бокс, кик, греко-римская (нет ударов по голове), вольная?
— Первостепенно для детей — выбрать между боксом и борьбой. Тайский — постарше уже. Начать с бокса или борьбы — не проблема. Но тут смотреть по анатомическим данным, тестировать. Для бокса нужна динамика, в борьбе можешь быть монотонным, не проблема.
— По вашему мнению, как поп-ММА влияет на детей? Отрицательно или положительно?
— Кому нравится — завлекает. Перенимают подрастающие поп-ММАшники манеру общения, поведения. Конечно, может есть негативный момент влияния. Но главное, чтобы лигой пресекалось.
— А кто насмотрелся кулачки, приходят и просят подготовить для выступлений?
— Такого нету, это же отморозком надо быть. С первого раза — и в кулачку. Туда идут те, кто приезжает из других городов, они уже выступали, такие, знаете, калачики битые.
— Воспитываете ли вы мужские качества в мальчике? Важно ли это — уважение к старшим, к слабым, к девушкам?
— Конечно, они изначально приходят и не тыкают, обязательно по имени и отчеству — здесь уже понимают, что такое субординация. Мелкий сидит, ему рядом уже постарше всё объяснит, чтобы поднял свою пятую точку. В единоборствах это ярко выражено — уважение, субординация, понимание старший и младший. Здесь они быстрее обучатся, чем дома родители их приобщат. Ребята понимают, что такое хорошо, а что плохо. Отношение к тренерам — пропустили, встали и поздоровались… у нас эта культура в клубе. Если он зашёл в метро, сел, зашла бабушка и стоит — конечно он уступит.
— Добрый тренер или злой тренер — что эффективнее?
— Справедливый. Кнут и пряник. Но в спорте больше строгих, потому что дисциплина.
— Назовите пять редфлагов ужасного тренера, от которого надо бежать, и пять гринфлагов прекрасного тренера.
— А что такое редфлаг?
— Это "точно стоп, нет, и даже не думайте".
— Стоп — когда тренер говорит, что сделает из ребёнка через год-два чемпиона, при этом не видя его даже в работе. Сразу нет. Далее — когда сразу говорят: так, всё, покупаем перчатки, потому что у нас с первых тренировок встают в пары. Пф, это сразу разворачивайтесь, бегите. Какого бы возраста не был ребёнок — ставится школа. А это явно не за одну тренировку.
Далее нужно обязательно присмотреться к тренеру — есть ли заслуги, регалии, образование, чего сам добился, кого подготовил, какой бэкграунд. Сейчас показатель — соцсети, неуверенные в себе тренеры не выкладывают туда, потому что боятся критики. Ещё раз — образование, регалии его и спортсменов, никакого воздуханства. Тренер не должен отвлекаться на телефон и общение с другими тренерами — тоже показатель. Тренер должен быть в процессе, вовлечён. Сейчас даже есть запрет родителям на нахождение, но по камерам следят — тренер не должен сидеть где-то там, а мало ли — дети просто прыгают и приседают всю тренировку.
— А можно обращение для всех тех, кто очень хочет отдать ребёнка, но боится/откладывает на потом. А также для взрослых, которые сами не против раскидаться, но лень, отмазки и диван им мешают.
А я скажу лаконично — не ищите причин, ищите возможность. Не надо там с утра придумать — ой, плохая погода, футболки нету, кроссовок нету. Короче, это причины. Поэтому правило номер один: не будьте номером два. Бамс!