Бразилия бунтует, люди захватывают правительственные здания, счёт задержанных идёт на сотни. Нынешнего президента да Силва эвакуировали из столицы — он объявил там режим ЧС. Что происходит, чем закончится и что значит для России?
В чём проблема?
Октябрь, 2022 год — проходят президентские выборы. На них действующего тогда лидера Жаира Болсонару побеждает экс-глава Бразилии Лула да Силва. Разница минимальная — почти 2% голосов.
Эти два человека — максимальные антиподы. Болсонару — правый: за свободный рынок, традиционные ценности и всё такое. Да Силва — левый: социализм, поддержка бедных, борьба с угнетением. Оба — популисты.
И их сторонники, очевидно, ненавидят друг друга. А при такой разнице в голосах можно говорить о том, что страна расколота пополам.
Ещё один нюанс
Да Силва сидел за коррупцию. Он был президентом в нулевых годах и гонял бабки через госкомпании (а тогда государство было чуть ли не монополистом) нужным подрядчикам. А подрядчики оплачивали его работу и работу его однопартийцев. Так что многие выступают против (предполагаемого) коррупционера во главе государства.
И что будет дальше?
Скажем честно — ничего, кроме судебных сроков протестующим. Такие стихийные протесты не работают без лидера, программы и поддержки силовиков.
Если бы Болсонару сказал, что выборы украли, за него бы вписались силовики, то в стране вполне мог бы случиться госпереворот. Ну или сценарий с перевыборами.
Но Болсонару гасится в США, осуждает происходящее и сражаться за кресло не планирует.
Так что бунтовщики повторяют 6 января 2020 в США. В здание зайти можно, а чё делать после погромов — непонятно.
Что это значит для России?
И Силва, и Болсонару вполне хорошо относятся к России. Ну, по крайней мере, на словах. Так что победа любого из лагерей ничего бы не изменила. А вот если бы страна погрузилась в кризис, то стало бы не очень хорошо. Ведь Бразилия — наш важный партнёр по ряду политических и экономических площадок, включая БРИКС.