Кто такой Сергей Суровикин?
1. Обломки империи
Август 1991-го, СССР разваливается, республики, одна за другой, выходят из-под контроля. Генсек Горбачёв поручает председателю КГБ Крючкову подготовить проект постановления о чрезвычайном положении в стране, но дать команду ввести его так и не решается. Что было дальше, уже есть в учебниках истории: заговор, отстранение Горбачёва, создание Государственного комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП) и четыре дня безвластия. Министр обороны Язов отдаёт приказ ввести в Москву танки, в том числе подразделения второй Таманской элитной мотострелковой дивизии.
Командира одного из батальонов зовут Сергей Суровикин. Ему 25 лет, он выпускник Омского высшего военного училища, воевал в Афганистане, а в ночь с 20 на 21 августа молодой капитан получает приказ выставить на Садовом кольце комендантские посты. В это время произошёл трагический инцидент.
Протестующие остановили колонну Суровикина в тоннеле на Садовом. В боевые машины полетели коктейли Молотова. Одна машина была сожжена, шестеро солдат — ранены. Суровикин прорвал оцепление и вывел колонну из тоннеля. В ходе прорыва бойцы не открывали огонь, но трое протестующих погибли под гусеницами БМП.
Затея ГКЧП оказалась плохо организована, а лидерам комитета, в отличие от их оппонента Ельцина, не хватило решительности удержать власть. Капитан Суровикин был арестован и провёл семь месяцев в тюрьме “Матросская Тишина”. Суд оправдал Суровикина, сочтя, что капитан исполнял приказ и закон не нарушал. И даже отметил, что комбат “сохранил личный состав батальона, в сложной обстановке проявил выдержку, мужество, не допустил захвата оружия и боеприпасов, военной техники и пресёк своими действиями возможные дальнейшие напрасные жертвы со стороны военнослужащих и гражданских лиц”.
Так, не по своей воле, но всё же он принял участие в попытке сохранить целостность страны в её прежних пределах. За исключением размышлений, у заключенных не так много занятий. Сергей Суровикин не мог не думать о том, какие ошибки совершило руководство ГКЧП, и как именно — продуманно, решительно и жёстко — следует действовать в опасных обстоятельствах.
2. “За каждого погибшего мы уничтожим троих”
После судебного оправдания Суровикин получает звание майора и направление в Военную академию имени Фрунзе, которую, как и училище, заканчивает с отличием. Дальше он служит в знаменитой 201-й дивизии и принимает участие в войне в Таджикистане – ещё один отголосок распада бывшей Советской империи.
Армейская карьера идёт в гору. В 2002-м году Сергей Суровикин опять же с отличием заканчивает Военную академию Генерального штаба. С 2004-го он — командир 42-й гвардейской дивизии, воюет в Чечне. Здесь военный бард Владимир Слепак посвящает Суровикину песню “Комдив”.
Опять вперёд пехоту ведешь ты за собой,
На первый и двухсотый пересчитался строй.
Пусть кто-то крутит игры и говорит слова,
У ПСС калибр — спецназовский 7,2.
У военачальника вырабатывается стиль, за который позже его и назовут “генерал Армагеддон”. В 2005-м году в результате налёта погибли девять бойцов разведгруппы 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, которую возглавлял генерал. Суровикин тогда сказал прямо на камеру телеканала “Рен-тв”: “Это дерзкое нападение. За каждого погибшего солдата мы уничтожим троих боевиков. Это наш специальный счёт”, — и слово своё сдержал. К концу ответной операции 24 террориста были уничтожены, ещё восемь задержаны и переданы в ФСБ.
Генерал продолжает подниматься по служебной лестнице. Он командует 20-й общевойсковой армией, затем — Главным оперативным управлением Генштаба. Начальник штаба и с 2013-го года — командующий Восточным военным округом.
3. Выстрел в голову
В 2004-м году Суровикин служит в Верх-Исетском округе. Там он проводит проверку, в результате которой находит грубые нарушения. Генерал зовёт в кабинет полковника Андрея Штакала, который следит за состоянием и сохранностью техники, и на повышенных тонах объясняет, что с такими ошибками и недостачами тому не место среди офицеров. Сразу же после окончания внушения Штакал прямо в штабе достаёт табельный пистолет и стреляет себе в висок.
Про сурового генерала, способного чуть ли не взглядом заставить человека застрелиться, начинают ходить легенды.
Весной 2017-го Суровикин назначается командующим группировкой войск ВС РФ в Сирии и проводит ряд успешных операций — в частности, взятие Сухны и Дейр-эз-Зора. Бои там шли с 2011-го года, города переходили из рук в руки, но взять их смогли только после того, как генерал успешно использовал стратегические бомбардировщики и вертолёты Ка-52, которые осуществляли поддержку наступления. Суровикин получает прозвище “генерал Армагеддон”, а ВКС становятся тем самым выстрелом в голову для врага, который позволяет успешно развить наступление. А если вспомнить вчерашние и сегодняшние удары по инфраструктуре украинских городов, происходивших, в том числе, с использованием той же самой стратегической авиации — можно найти определённое сходство.
Осенью он становится первым общевойсковым генералом — командующим ВКС России. В декабре 17-го “за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Сирийской арабской республике” Сергею Суровикину вручается Золотая Звезда Героя России. Летом 2021-го он получает воинское звание генерал армии.
Три дня назад генерал армии Суровикин был назначен командующим специальной военной операцией и сразу стал героем мемов и первых полос западной прессы. К нему присматриваются, пытаясь понять, who is товарищ новый командующий, его боятся и от него ждут перелома в ходе боевых действий.
Если этот перелом получится, и цели СВО, как говорят в минобороны, будут достигнуты, генерал сможет вернуть обломок империи, потерявшийся в самом начале его карьеры, в далеком 91-м.