Президент и основатель Cognitive Technologies Ольга Ускова рассуждает о настоящем ИИ, его роли в агрокомплексе и транспорте, а также о грядущей социальной революции.
Ольга Ускова, президент и основатель Cognitive Technologies, является одной из российских первооткрывательниц в области искусственного интеллекта (ИИ), за что получила прозвище "Мать русских терминаторов". В беседе с ведущими подкаста "Не выходя из комнаты" Сергеем Изотовым и Иваном Орловым-Смородиным она обсуждает эволюционный путь ИИ, его влияние на общество и необходимость пересмотра этических и социальных норм в преддверии технологической революции.
Сергей Изотов и Иван Орлов-Смородин ведут разговор о том, как технологии Cognitive Technologies применяются на практике и как их развитие ставит перед человечеством новые вопросы о природе сознания, морали и будущем. Ускова делится инсайтами о формировании мировых команд разработчиков ИИ, влиянии социальных сетей на молодёжь и причинах пассионарности.
1. Реальный ИИ: мозг терминатора для агрокомплекса
Ольга Ускова объяснила, что настоящий искусственный интеллект — это всегда аппаратно-программный комплекс, который работает на практике, а не только обсуждается на трибунах. Она сравнила ИИ с душой и телом человека: не бывает искусственного интеллекта, отдельного от "железа".
Технологии Cognitive Technologies, которые Ольга Ускова называет "мозгом терминатора", применяются в аграрном комплексе. Специальные устройства, включающие камеры, нейрочипы и актуаторы, привинчиваются к комбайнам и тракторам, превращая их из "предмета" в "существо".
Ускова подчеркнула, что такое "существо" может оценивать ситуацию и понимать происходящее, выполняя при этом определённый функциональный процесс. Она добавила, что темы, связанные с микроэлектроникой, радиоэлектроникой и системами органов чувств, являются такими же важными, как и программное обеспечение.
2. Сознание, големы и распределение "чёрной работы"
Обсуждая вопрос о человеческом сознании и его соотношении с искусственным интеллектом, Ускова отметила, что сложность кроется в нечёткости определений. Если определять сознание как наличие "багажа знаний", то система ИИ, использующая эти знания, может считаться сознательной.
Исторически потребность в ИИ восходит к первобытному общинному строю, когда люди нуждались в помощниках или рабах, пытаясь "лепить големов". Необходимость в искусственном работнике возникала, чтобы не унижать братьев по виду, заставляя их выполнять «чёрную работу».
Поскольку голем не получался, общество шло по пути распределения труда — от семейного до рабовладельческого и крепостного строя. Ускова отметила, что социальное разделение труда сохраняется до сих пор, где есть приятные профессии и менее приятные (тяжёлый труд с пяти утра до девяти вечера).
Вопрос всегда в определениях. То есть когда человек не может определить даже слово “мозг”, “интеллект”… Это очень много разных определений, и чёткости тут нет.
3. Революция ИИ и новый вид существ
Ускова заявила, что человечество переживает грандиозную революцию — намного более глубокую и важную, чем текущие политические события. Эта революция связана с появлением нового типа средств производства, которые могут выполнять работу вместо человека, создавая "искусственных рабов".
Появление "кремниевого существа" рядом с биологическим меняет социальную, финансовую и моральную структуры общества. По её мнению, необходимо учитывать интересы обоих видов, так как они будут взаимодействовать: уже появляется новый вид.
Сергей Изотов поднял вопрос об интересах этого нового вида, спрашивая, может ли машина формулировать их для себя. Ускова, в свою очередь, подчеркнула, что меняется вся структура общества.
4. Функциональщики против глобалистов в ИИ
Ольга Ускова рассказала, что существуют две основные мировые команды, работающие над ИИ: функциональщики (к которым относится Cognitive Technologies) и глобалисты. Функциональщики стремятся к тому, чтобы ИИ предельно долго оставался функциональным инструментом в человеческом сообществе, достигая этого за счёт узкой направленности.
В то же время глобалисты пытаются создать "супермозг", который начнёт саморазвиваться. Ускова признала, что успех функциональщиков в создании высокоточных систем (где возникают элементы сознания при выполнении конкретной задачи) невольно повысил шансы глобалистов на создание такого мозга.
Ольга Ускова отметила, что её группа компаний "за то, чтобы это предельно долго в человеческом сообществе оставалось функциональным инструментом".
5. Искусственная интуиция и предиктивные способности
Системы ИИ проходят обучение, которое Ускова сравнила с человеческим, но "просто намного быстрее". Транспортные задачи являются крайне сложными, поскольку на дорогах происходит всё — "от войны до молитвы", и невозможно зафиксировать всё бесконечное количество ситуаций (например, падение метеорита).
Из-за этого системам было присвоено такое качество, как "искусственная интуиция". Это привело к возникновению предиктивных способностей, позволяющих увязать мелкие объекты с возможными ситуативными картинками.
Ольга Ускова привела пример с выкатившимся на дорогу яблоком. Машина должна предположить, что за яблоком может выскочить человек (например, бабушка, если это не яблочный сад).
Машина предполагает, что, собственно, здесь могут быть последствия, и поэтому она либо притормаживает, либо уходит влево, если есть возможность.
6. Статус Творца и этические риски
Ольга Ускова обсудила, что человек, получающий возможность сотворить что-то по образу и подобию в любой сфере, становится Творцом или Богом, поднимаясь над уровнем человека. Она заметила, что если этот статус Творца приходит в 19 лет, а не после "глобальных мук на склоне лет", то это поколение становится другим.
Сергей Изотов напомнил о рисках, связанных с творением (гностики, Франкенштейн), когда попытка достичь божественного уровня приводит к созданию чего-то пугающего или опасного. Ускова ответила, что в их случае работа идёт от результата: человек становится творцом естественно, а результат его труда (то, что он дал людям) переводит его на следующий уровень.
Она согласилась, что Роберт Оппенгеймер был творцом в этом смысле: "Если ты действительно произвёл вещь, которая меняет картину мира, когда ты строишь свой мир, то ты уже на следующем уровне".
7. Интеллект как эволюционный экзамен
Ускова развила мысль о том, что любое творчество и любая наука могут грозить огромными разрушениями, поскольку из них "можно сделать оружие". Она сослалась на разговор с Константином Эрнстом, который, будучи биологом по образованию, рассказал о саблезубых тиграх.
Тигры, чей эволюционный аппарат (челюсти) позволял охотиться только на крупную добычу, вымерли, когда перебили её. Ускова провела аналогию, утверждая, что эволюционный аппарат человечества — это интеллект. Каждое глобальное открытие (расщепление атома, ИИ, интернет) является экзаменом для человечества.
Она напомнила, что экзамен с расщеплением ядра "мы прошли еле-еле", после того как "понадобилось грохнуть пару сотен тысяч японцев" и все увидели, "как куски летят на экране".
8. Соцсети как супероружие на базе ИИ
Ускова анонсировала, что её третья книга будет посвящена реальному супероружию, которое "гораздо менее осязаемо, но более сильное" — на базе искусственного интеллекта. Она уточнила, что речь идёт о сетевой манипуляции через социальные сети.
Она назвала сеть и соцсети критичными революциями, ставшими базой для создания супероружия. Соцсети растворили традиционные медиа (газеты, ТВ) и являются единственным, что работает "с предсказуемой эффективностью".
Ускова отметила, что подростки часто смотрят не сами программы или игры, а их комментаторов. Она объяснила это тем, что человек — стадный вид, которому нужен ведущий или "пастух":
Проектировщики это заложили, потому что они как раз начали выставлять таких пастухов именно для молодых. И вокруг пастуха начали формироваться лояльные комьюнити.
9. Формирование "потерянной истории"
Ольга Ускова, основываясь на наблюдениях и работах Выготского и Лурии, обсудила формирование поколений. Она утверждает, что после распада СССР, по западной модели, сформировалось общество детей, "настроенных на потребление и самодрочку".
Признаки этого состояния включают убеждения: "Я никому ничего не должен", "Бездействие лучше, чем действие", "Герои — дебилы" и "Самое главное, что есть у меня, — это я". Ускова критикует современных психоаналитиков, которые пропагандируют "жизнь для себя", что приводит к замкнутой энергетической системе и кризисам.
Она отметила, что люди, истощённые этой системой, ищут спасения в эскапизме, используя айваску, мухоморы или обращаясь к астрологам.
10. Долг, поступок и воспитание пассионариев
Ускова подчеркнула, что личный выбор в жизни — это всегда "тема веры", требующая визуализации будущего. Ссылаясь на Булгакова (который писал о точке выбора в 1917 году), она отметила: "Можно делать что угодно, но нельзя не делать. Единственное, что ты не имеешь права делать, — это оставаться на камне".
Она привела пример из "Петра I" Алексея Толстого, где помещик продавал умных крестьян, оставляя одних идиотов, с которыми "спокойнее". Ускова считает, что крупные системы, которые изживают умных людей, становятся похожи на этого помещика, теряя главный функционал.
Для воспитания пассионариев необходим возврат к базовым понятиям: дружба, любовь, долг. Пассионарий, по её мнению, — это "поступок". Детская литература должна быть литературой поступка, а не потребления. "Человек не может жить для себя. Для себя — это анонизм", — подытожила Ускова, подчёркивая, что восполняемая энергия приходит только тогда, когда ты отдаёшь.