Где евреи могли построить свое государство
Современное государство Израиль появилось только в 1948 году. До того как международное сообщество решило выделить ему нынешние территории, евреи были расселены по всему миру. Не имея никакого собственного политического проекта.
Современные события в Израиле очень тесно связаны с вопросом о земле, исторической справедливости, праве того или иного народа на конкретный участок суши. Для евреев Иерусалим — духовная колыбель. Для арабов — святые земли, населённые их предками. Казалось бы, конфликт предопределён и нерешаем.
Но история могла пойти по совсем другому пути. И тогда в новостных сводках мы бы читали про обстрелы позиций ЦАХАЛ африканцами или про массовый исход репатриантов в Сибирь.
Задолго до 1948 года еврейские интеллектуалы и публичные деятели обсуждали, где бы им построить собственную страну. И среди мест часто назывались самые неожиданные.
Отец сионизма и Аргентина
Модный нынче (да и всегда модный, чего уж) термин “сионизм” тесно связан с деятельностью Теодора Герцля. Он родился в Венгрии в 1860 году в семье ассимилированных евреев.
Учился в евангелической гимназии, затем поступил на юридический факультет Венского университета, даже получил докторскую степень по юриспруденции и работал в австрийских судах.
Но на пути к полному раскрытию его потенциала было одно препятствие. Происхождение.
В школьные годы он сталкивался с антисемитскими заявлениями учителей, в вузе тяжело переживал из-за антисемитских книг и публикаций, в судах понял, что никогда не получит судейскую мантию из-за собственного еврейства.
Тогда он начал заниматься литературой. Писал пьесы и философские романы. Какое-то время считался одним из ведущих австрийских драматургов.
А окончательно политически созрел в 1894-м после “Дела Дрейфуса”. Суда над французским военным еврейского происхождения Дрейфусом, которого обвинили в шпионаже на немцев. Обвинили незаслуженно.
Тем не менее дело стало толчком к широкой общественной дискуссии по еврейскому вопросу и раскололо Францию на две части. Антисемитскую и условно прогрессивную.
Герцль своими глазами видел кампанию против “Дрейфуса”, пропитанную ненавистью ко всему еврейскому. И слышал, как увлечённые юные (и не очень) французы массово скандировали: “Смерть евреям”.
Тогда ему стало казаться, что с Европой что-то не то, а народ Моисея как-то заблудился после сотен лет скитаний в этой части света. Ему показалось, что пришла пора что-то решать.
В 1896 году Герцль издаёт книгу “Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса”. В ней постулирует: единственно возможный способ урегулировать все сложности с евреями в мире — создать отдельное еврейское государство.
По его задумке такое образование должно было бы появиться с одобрения ведущих мировых стран. Ведь они заинтересованы в отсутствии у себя еврейского населения, которое и так дискриминировали.
А евреям хотелось бы автономии и права самостоятельно определять собственную судьбу без черт оседлости и прочих архаичных барьеров.
Государственное устройство такого образования должно было быть самым прогрессивным из возможных. Ограниченный рабочий день, свобода вероисповедания, равенство национальностей.
Среди предлагаемых территорий для заселения — Палестина и Аргентина. Выбор последней обуславливался тем, что она: а) удалена от Европы и не проникнута антисемитизмом; б) там довольно мало населения; в) при этом там довольно обширные территории, которые можно заселять и обрабатывать.
Процесс переселения на новую землю был бы последовательным. Поначалу переезжали бы бедняки — их основная задача сделать землю пригодной для жизни. Создать сельское хозяйство, построить дороги и мосты. Затем такая экономика должна была привлечь интеллектуалов, которые не находили себе места на Западе.
Начать переговоры о таком глобальном переселении должно было всемирное Еврейское общество, куда Герцль призывал вступать всех согласных с его планом.
Правда, у некоторых возникали вопросики. Особенно по поводу Палестины. Ведь там враждебные арабы, да и клятвы из Талмуда запрещают возвращение евреев в Палестину без вмешательства высших сил.
Обе претензии Герцль игнорировал, считая, что никаких проблем нет.
Уганда и Мадагаскар
Уже в 1897 году в швейцарском Базеле проходит Всемирный сионистский конгресс, где Герцля избирают лидером Всемирной сионистской организации.
Там принимается так называемая Базельская программа. Она заключалась в:
Основным местом создания еврейского государства всё же выбрали Палестину. И даже запустили процесс переселения. Так, Герцль создал даже колонизационное общество с целью закупки палестинских земель под сельскохозяйственные цели.
Но тут появились британцы. В 1903 году премьер Чемберлен предложил сионистам вариант переезда. На территорию современной Кении, которая тогда называлась Угандой (не путайте с современной Угандой, это другое). По задумке политика это оживило бы экономику британской колонии и способствовало бы её развитию.
Предложение раскололо сионистов на два лагеря. Первый, во главе с Герцлем, склонен был принять предложение. Уганду они рассматривали как перевалочный пункт на пути к Палестине, а хорошие отношения с британским правительством могли расширить сионистское влияние.
Второй лагерь категорически отказался от африканской истории.
В итоге сторонники Герцля победили на голосовании. Было решено отправить разведывательную миссию в Восточную Африку. Она приехала и пришла к выводу: земля не особо пригодна для того, чтобы там жить.
Итог — от плана отказываются. Сионистское движение раскалывается. Герцль не выдерживает стресса по этому поводу и умирает в возрасте 44 лет.
Отколовшееся от Герцля меньшинство назвало себя “территориалистами”. Их основная идея — не зацикливаться на Палестине как цели переселения. А рассматривать любую территорию, которую получится заселить. Например Австралию или Канаду.
Под влиянием плана “Уганда” руководство Третьего рейха создало свой весьма специфический проект. Планировалось свезти всех евреев на остров Мадагаскар.
Штаты и Дальний Восток
Были и проекты еврейских образований внутри уже существующих государств. Например, проект штата “Арарат” в составе США. Его вдохновитель — американский политик и журналист Ноах Мордехай.
Для новой еврейской колыбели он выкупил около 1000 га земли в районе Гранд-Айленд (штат Нью-Йорк) и выпустил роскошную прокламацию. Где призывал переезжать всех евреев планеты в это живописное место, строить рай, воздушные замки и в целом хорошо жить. Сам себя он назначил “судьёй и правителем Израиля”.
Но потенциальные жители очень холодно отреагировали на такую фантазию. И “Арарат” ушёл в небытие. А Мордехай потом стал сторонником возрождения Израиля на палестинской территории.
Второй кейс — известная всем нам Еврейская автономная область. Национальное образование специально создавалось в качестве ковчега для еврейского населения, гонимого капиталистическими эксплуататорами по всему остальному миру. Его оформили в 1934 году.
Поначалу такой эксперимент вызвал энтузиазм очень у многих евреев по всему миру. Тем более что появился регион в разгар антисемитских репрессий в нацистской Германии. В ЕАО в начале 30-х годов прибыло около полутора тысяч евреев из разных частей света. А помогали региону деньгами и продовольствием многочисленные международные организации. В особенности американцы.
Но… Новый Израиль построить не вышло. Во-первых, холодно. Во-вторых, не все евреи придерживались коммунистических взглядов. Далеко не все.
Тем более что в 1948 году Израиль всё же появился на “исторических землях”. В Палестине. Как и планировалось многими деятелями сионистского движения изначально. С тех пор разговоры об альтернативных еврейских государствах стали бессмысленными.