Рассказываем об американке, отличившейся любовью к Африке и животным
Есть такие люди, которые становятся частью человеческой истории после своей кончины. Нет, они могут при жизни засветиться в каком-нибудь репортаже мелких журналистов, ярком, но неказистом по своей сути шоу, на обложке журнала или даже в кино. Но в моменте весь масштаб их личности незаметен для рядового жителя Земли.
Поэтому в большинстве случаев подобных героев возводят на Олимп лишь после смерти. Из них делают героев, пишут о них посты в блогах, снимают документалки, делают символом того или иного движения.
Американка Дайан Фосси — наглядный пример. Прожив половину жизни в Соединённых Штатах, она бросила всё и уехала в Африку, чтобы изучать и защищать горилл. Сначала она была частью группы приматологов и археологов, а потом стала главным специалистом по самым крупным обезьянам на всей планете.
Как она стала тем, кем запомнилась миллионам людей? Откуда такая любовь к Африке и животным? Чем она пожертвовала ради приматов и джунглей и что с ней случилось? Рассказываем в нашем новом и местами хэмингуэевском материале.
Начало пути
Дайан Фосси родилась в Сан-Франциско в январе 1932 года. Когда ей было шесть лет, родители развелись — она осталась жить вместе с мамой и отчимом. Он, мягко говоря, её недолюбливал. Каждый ужин, когда по американской традиции семья должна проводить время вместе, мужчина не пускал её за стол и отправлял к чернокожей прислуге — как бы намекая, что она на одном уровне с “цветными”, к которым в те времена было “особое” отношение в США.
В это же время отец Дайан старался не терять с ней контакт — пытался вывозить её в парк аттракционов, кино или кафе, но в какой-то момент мать девочки стала запрещать им видеться, и в итоге связь с отцом оборвалась.
Повзрослев, Фосси решила изучать животноводство. Она рассказала об этом маме с отчимом — и лишилась семьи. С подачи не биологического отца, который надеялся, что девочка пойдёт учиться в школу бизнеса и экономики, всякий контакт прекратился. Никакой поддержки от семьи в дальнейшем Дайан не получала.
Поэтому деньги на учёбу зарабатывала на нескольких работах сразу.
Сперва Дайан хотела стать ветеринаром, но закрепиться в ветеринарной школе не получилось. Тогда она перевелась в другой колледж и закончила его по специальности трудотерапевта-реабилитолога.
Для справки: в российских источниках её зачастую называют врачом, но это не совсем корректно, так как она получила степень бакалавра, а по западной системе это квалификация равняется нашей фельдшерской.
Вскоре Дайан переехала в Луисвилль, штат Кентукки, и устроилась в клинику.
Работала с больными детьми несколько лет, дослужилась до руководителя департамента трудотерапии. В это время ей захотелось увидеть Африку — изучить её природу, познакомиться с местными обычаями и увидеть то, о чём многократно писал Эрнест Хемингуэй. Но несмотря на солидную должность, зарплата была небольшая. Поэтому, чтобы отправиться на сафари, ей пришлось два года откладывать с з/п по 50-100 долларов и взять кредит в $8000.
Здравствуй, Африка!
В 1963 году Дайан приехала в Кению. Оттуда отправилась в Танзанию, Демократическую Республику Конго и Зимбабве.
Во время поездки она познакомилась с археологом Луисом Лики, который изучал стоянки предков современных людей в Олдувайском ущелье. Во время визита Фосси на раскопки он рассказал ей о зоологе Джейн Гудолл, работавшей в Танзании с шимпанзе.
Луис уверял, что изучение человекообразных обезьян в естественной среде обитания необходимо. Не просто ради науки, а ради сохранения данного вида.
Эта встреча стала переломным событием в судьбе Фосси.
Ещё Лики обещал показать девушке горных горилл. Незадолго до похода к месту их обитания Дайан упала и серьёзно повредила лодыжку. Из-за этого поход хотели отменить, но Фосси сказала категорическое “нет” и заявила, что им необходимо следовать плану. Таким образом она впервые увидела самых огромных приматов.
Проведя семь недель в Африке, Дайан вернулась в США. Там возобновила работу в больнице, познакомилась с мужчиной, обручилась и начала публиковать в местных журналах статьи о своём путешествии вместе с фотографиями горилл.
Обратно в джунгли
Через три года в Луисвилль с лекциями приехал Луис Лики. Дайан узнала об этом и пришла к нему на выступление. После у них состоялся диалог, в котором антрополог рассказал о горных гориллах, которых на тот момент только-только обнаружили учёные.
Как и ранее в Африке, он красноречиво описывал среду обитания приматов, их красоту, поведение и то, что людям необходимо их защитить от браконьеров. Потому что этот вид немногочислен и может вымереть.
После — предложил Фосси стать исследователем, который будет годами жить в глуши Африки, наблюдать за горными гориллами и всё конспектировать. Дайан согласилась, бросила перед свадьбой парня и отправилась в Конго. По приезде добралась до Национального парка Вирунга, где должна была прожить ближайший год.
Там ей помогли обустроить лагерь, нанять прислугу и дали несколько ценных советов.
Гориллы = любовь
В 1967-м Дайан Фосси разбила лагерь в горах в Национальном парке вулканов в Руанде. Вскоре её база превратилась в исследовательский центр Карисоке, но через несколько месяцев в стране обострился внутриполитический конфликт, и с июля по сентябрь Дайан на время прекратила научную работу и перебралась на гору Вирунга.
Через год она “подружилась” с четырьмя группами горных горилл, которые обитали в окрестностях Карисоке. Тогда же Национальное географическое общество США отправило в Руанду фотографа Боба Кэмпбелла, чтобы тот запечатлел работу Фосси.
Поначалу Фосси настороженно к нему относилась — считала, что ему не место в её лагере. Но через некоторое время они поладили и сблизились.
В январе 1970 года фотографии Дайан появились на обложке National Geographic и сделали её относительно популярной.
В итоге, чтобы изучить полюбившихся обезьян лучше, Дайан поступила в Дарвиновский колледж Кембриджского университета и защитила диссертацию, став профессиональным приматологом и признанным специалистом по поведению горилл.
Шесть лет спустя Фосси вернулась в Соединённые Штаты, стала там адъюнкт-профессором в Корнельском университете в Нью-Йорке и завершила свой главный труд — книгу “Гориллы в тумане”, по которой сняли фильм в Голливуде.
Благодаря первой волне популярности, Дайан пыталась развеять мифы о грозных гориллах.
С помощью документальных фильмов, статей для National Geographic и публичных лекций она стремилась привлечь внимание всего мира к их бедственному положению из-за браконьерства. Но всем, по сути, было всё равно.
Битва с браконьерами
На пике славы Дайан вернулась в Африку, чтобы показать бедственное положение приматов. Говорила, что браконьеры массово убивают горилл — отрубают им головы и кисти, чтобы сделать из них предметы интерьера для состоятельных европейцев.
По приезде она начала биться с преступниками в одиночку — называла свою работу “активным сохранением природы”.
Спустя некоторое время её противостояния с браконьерами она заявила, что их прикрывает официальная охрана Национального парка — потому что коррупция. После этого она наняла местных и сделала из них частную патрульную службу, чтобы те помогали уничтожать ловушки в районе исследования Карисоке.
Помимо браконьеров, Дайан обвиняла в уничтожении популяции горилл местных фермеров, которые пасли крупный рогатый скот в местах обитания диких животных. И начала с ними бороться — с помощью запугиваний. Она надевала страшные маски, разрисовывала коров из баллончика с краской и угрожала оружием.
Фосси называла эту тактику активным сохранением вида обезьян, потому что без немедленных и решительных действий спасать будет некого.
Смерть любимца
За всё время пребывания в Африке у Фосси появилась любимая горилла. Это самец по имени Диджит. Фосси выстроила с ним контакт и практически каждый день проводила с ним в джунглях. В итоге называла его “любимым человеком”.
В целом, гориллы стали для неё новой семьёй — той, которой она фактически была лишена в детстве, проживая с тираническим отчимом и пассивной матерью. Поэтому некоторым обезьянам она дала имена своих дяди и тёти. А ещё — ухаживала за несколькими ранеными детёнышами и называла их своими сыночками.
В 1977 году Фосси нашла тело Диджита с отрубленной головой и отрезанным руками.
Её коллеги по исследованиям говорили, что после смерти любимца девушка стала вести ещё более затворнический образ жизни. И именно после этой трагедии стала активнее и даже жёстче вести противостояние с браконьерами.
Фосси не только уничтожала ловушки, но и задерживала браконьеров, пленила и избивала. Однажды даже украла ребёнка одного из браконьеров — она считала, что мужчина убил её любимца и хотела отомстить. К счастью, с ребёнком ничего не произошло.
Помимо этого, Дайан делала ловушки, рисовала символы и вела себя неестественно, чтобы местные считали, что она занимается чёрной магией и не приближались к ней.
Ночь длинных ножей
В декабре 1985 года тело Дайан нашли в её палатке в Руанде. Оно было исколото и изрублено мачете.
Полицейские выдвинули несколько версий случившегося.
Первая — ей отомстили браконьеры. В хижине нашли следы взлома, однако ни деньги, ни оружие не пропали. Браконьеры вряд ли бы оставили ценные вещи, поэтому появилась вторая — её убил кто-то из её команды.
По версии полиции Руанды, заказчиком убийства мог быть помощник учёной, который хотел украсть её исследования. На этом правоохранители и остановились, а потом обвинили помощника Фосси, Уэйна Макгуайра.
Несмотря на это, версия не подтвердилась, и с мужчины сняли обвинения. В итоге расследование забуксовало. Убийцу не нашли до сих пор.
Дайан Фосси похоронили вместе с её любимыми гориллами — Диджитом и другими.
Её фонд по-прежнему функционирует и занимается защитой приматов. Благодаря его деятельности в 2020 году популяция горных горилл превысила тысячу особей. Для сравнения, 43 года назад их было всего лишь 250 особей.
И под конец цитата старины Хэма, которая, как нам показалось, отлично описывает Дайан. И почему она так сильно полюбила Африку.