Рассказываем о работе одной из немногочисленных женщин-танатопрактиков в России
Лицо погибшего в ДТП человека можно буквально собрать заново. Тогда не нужен закрытый гроб, а близкие могут спокойно попрощаться. Такой “магией” занимаются танатопрактики — специалисты по реставрации тел. Именно они прихорашивают, гримируют и бальзамируют покойников. Плюс занимаются сложными случаями — когда тело/лицо серьёзно пострадало.
Что чаще всего просят сделать родственники? Не страшно ли работать с умершими? Зачем красить покойников? На эти и другие вопросы ответила героиня нашего текста — одна из немногочисленных женщин-танатопрактиков в России.
Знакомство
Анастасия Богус из Краснодара каждое утро встает в 5:30 — будит дочку, отводит в сад и мчит на любимую работу. Необычную в целом и экзотичную для девушки — она занимается улучшайзингом покойников перед похоронами. Целый день она реставрирует тела, буквально собирает заново лица тех, кто пострадал в аварии, делает грим умершим. Это обычный день Насти — привыкла, не боится, работу любит. Хотя признаётся: очень устаёт, иногда нет времени поесть весь день, и не хватает сил на готовку ужина.
Когда Настя полтора года назад пришла в морг после работы в акушерстве, все её друзья и родные были в шоке. Она решила пойти по стопам прабабушки, которая всю жизнь занималась омовением покойников и делилась секретами ремесла с внучкой. Женщина брала маленькую Настю на похороны, рассказывала ей, как достойно и правильно провожать умершего, делилась поверьями и суевериями. На первом омовении маленькая Настя почувствовала, что происходящее совсем её не пугает, даже завораживает, особенно — мысль о помощи людям. Девочка в ответ старалась быть полезной бабушке: носила воду в тазах, подготавливала мыло для покойного (каждому своё), училась обращаться с вязками и путами.
Как пришла в профессию
У Анастасии в семье одни медики — вопрос о будущей профессии даже не стоял. Она поступила в медколледж, затем в институт, а на первую работу пришла в операционное отделение роддома. Быстро поняла: это не совсем её. Но продолжать помогать людям хотелось.
В 31 год от знакомых узнала: на Кубани катастрофически не хватает танатопрактиков — так называют спецов, которые готовят умерших к погребению. Настя отучилась в Петербурге и вернулась в Краснодар — развивать похоронную сферу.
Человеческое горе — главная сложность в работе, признаётся Настя. По её словам, к такому привыкнуть невозможно — переживает каждый раз, старается помочь родным, инструктирует насчёт этапов. Среди них — омовение, удаление пятен и следов от травм, укладка волос, грим, бальзамирование, реконструкция лица и подбор одежды. Также могут использоваться методы фиксации тела, чтобы умерший выглядел более естественно и расслабленно. Плюс Настя занимается тампонированием естественных отверстий — чтобы не вытекала сукровица. Сложнее всего реставрировать тела и лица тех, кто попал в ДТП. Это долго и трудоёмко. Из трендов танатопрактики — омолаживание лиц, для этого есть много гелей для носа, губ, подбородка.
Без своих ритуалов никак: девушка каждые выходные ездит к батюшке в церковь и берёт у него свечи и ладан, а перед каждой подготовкой тела покойного зажигает их — и приступает только после этого.
Нюансы профессии
Самый частый вопрос, который слышит Настя, — не боится ли она усопших. Никакого страха нет, но желающих узнать об этом столько, что девушка завела свой блог. В нём делится интересными подробностями своей работы, рассказывает, как всё устроено. Из такого: оказывается, в ритуальной сфере много чудаков.
Настя говорит: к ней регулярно приходят бабки-колдуньи, которые просят кровь покойного, повязки и воду для чёрной магии. Бывает, даже просят фото человеческого тела. Естественно, всем таким гражданам Анастасия отказывает.
Никакого недопонимания со стороны близких и друзей никогда не было: они поддерживают Настю, подписчики тоже не достают хейтом. В основном людям интересно, зачем покойнику грим. Это важно родственникам, чтобы в последний путь человека провожали подготовленным и красивым. На похороны специалистка не ездит, но если очень попросят родственники — может остаться на церемонию прощания.