Во время прямой линии на прошлой неделе президент России увидел на экране вопрос "Куда делись чуди?" и решил на него ответить. "Ассимилировались, в основном", — сказал Владимир Владимирович. Кто такие чуди? Почему они хоронили себя живьем? Поговорили с исследователем и даже нашли одного из дальних потомков этой народности.
Чуди — это коренное население севера, о котором мало что известно. В 1920-м они упоминались в переписи населения, но после таинственно исчезли. Вместе с другими народами их объединили в группу "вепсы". Но в начале нулевых чуди появились снова. Исследователь Сергей Григорьев добился включения народности чудь в перепись населения. На 2010 год их осталось всего 27 человек.
С чего всё началось
Сергей Григорьев — исследователь народа чудь и сотрудник Министерства по делам национальностей. С 1974 года он посещает Пинежский район, деревню Нюхча. Там он изучает документы, разговаривает с людьми и пишет научные работы. Как рассказал учёный, точного определения того, что такое чудь, нет.
Чудью называли некоторые дославянские народы. Внешние отличия: скуластость, вытянутый череп, глаза бледно-голубые, не так широко поставленные, как у других.
Как писал ещё Михаил Ломоносов в статье "О России прежде Рюрика" — это народ, который с давних времен населял север. Кроме того, чудью могли быть эстонцы, проживавшие на Чудском озере. А жители Архангельской области вообще называли себя "чудь заволчанская". Жители Коми тоже знают, что их происхождение идёт от чуди, чудь населяла и Урал, а в Екатеринбурге даже скульптура стоит — идол чуди.
Однажды, когда Григорьев ещё не знал, кто такие чуди, он предложил министерству программу изучения народных культур в отдалённых и труднодоступных местах. В одной из экспедиций исследователь плыл по реке на лодке и иногда останавливался в деревнях, чтобы изучить народ. Однажды он оказался в деревне Нюхча, чтобы починить лодку. Вокруг собралась куча детей.
Учёный создал на этом месте музей крестьянского быта. А заодно нашел повод, чтобы периодически приезжать в деревню. По словам Сергея, первое время он приезжал туда не за чудью и даже не думал, что будет так глубоко изучать эту тему. Но после открытия исследователь организовал ещё три экспедиции. Он заметил, что внешность местных отличается от привычной в этих краях.
Сергей Григорьев
Загадка была одна — куда делся народ чудь?
Сергей Михайлович стал копать старые документы. Нашёл перепись за 1920 год — чуди были в этом списке. Он решил сделать целую деревню оставшихся чудей — на это Министерство финансов выделило 15 миллионов рублей. "Я создал план, что можно сделать. Но местные царьки, как я их называю, испугались. Что они — главы района, сельхозсовета — останутся без работы".
Потом журналисты областных изданий в каждом номере писали о чудаковатом мужике, который пудрит мозги местному населению какой-то чудью. Формальная численность на 2002 год — 21 представитель чистокровных чудей. Кроме того, часть местного населения записалась в малый народ, но это возмутило реальных жителей. Из-за давления стали говорить, что никаких чудей там нет, что учёный всё придумал. По словам Сергея, после этого данные переписи были фальсифицированы — и сейчас там не совсем верная информация.
Среди жителей деревни, которые относились к чуди, была Татьяна Седунова. Журналисты нашли её в Архангельской области, в деревне Веркола. Её бабушка была чудью, в 1997–1998 годах они всем семейством подали официальное заявление в общину. Но в 1999-м оганизацию прикрыли.
Спустя тысячи лет ров, в котором убили себя чуди, всё ещё существует. В 60-е годы в деревню приехали археологи — они хотели провести раскопки. Но местные вышли, заслонили собой и не дали этого сделать. "Эти курганы мы наблюдаем до сих пор. В 90-е к нам приехал московский журналист Сергей Григорьев. Он рассказывал нам про чудь. Делился находками. Чем больше мы узнавали об этом народе, тем больше нам было интересно", — вспоминает Татьяна. Сергей Михайлович проводил огромное количество времени в библиотеке. Узнал, что у чуди была своя культура, свой бог для поклонения и письменность — существует даже русско-чудский словарь.
Что теперь с народом?
"Чудь" сохранилась в российской топонимике. Напоминает название Чудского озера на границе Эстонии и Псковской области, где в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. В позапрошлом году Сергей Григорьев даже нашёл карты, где жили чуди. Вывод был сделан: жители Архангельской области не имеют никакого сходства со славянам, что они родня шведам, эстонцам, части Польши и что, судя по всему, Исландия была заселена именно выходцами из архангельской территории (ну вот такие выводы у Сергея).
Татьяна Седунова верит, что маленький народ может стать брендом района. Со своей кухней и уникальным промыслом. Уже сейчас этих людей можно отнести к малочисленному коренному народу России. Привлечь туристов, инвестиции и общество. Ну... Осталось доказать остальным, что этот народ вообще есть.