Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Шрек 5: чего ожидать от нового фильма

Вспоминаем историю всеми любимого огра и делимся, что нас может ждать в будущей картине

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvMGViYzJmNjgtNGNiZC00YWE3LTliZWMtMGZmNmIwNzhhZjhlLnBuZw

Мне было всего 9 лет. Я так любил Шрека, что у меня были все товары и фильмы. Я молился Шреку каждый вечер, благодарил его за подаренную мне жизнь. "Шрек — это любовь, — говорю я, — Шрек — это жизнь". Мой отец слышит меня и называет идиотом. Я знал, что он просто завидует моей преданности Шреку. Я назвал его идиотом в ответ. Он избил меня и отправил спать. Я плачу, и у меня болит лицо. Я лежу в постели, мне очень холодно. Я чувствую что-то теплое... Это Шрек! Я так обрадовался. Он шепчет мне на ухо: "Это моё болото! А вы испоганили франшизу своей беззубостью и попытками устроить мне семейную жизнь!"

Разбираемся, как так наш любимый зелёный огр скатился в посредственность и чего нам ждать от пятой части франшизы.

Откуда зелёный пошёл?

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvYzY3MWIyYjAtOWY1NC00ODkwLTljMTktYmJhYmZlZTI5NWZiLnBuZw

Автор оригинальной книги Уильям Стейг работал иллюстратором и карикатуристом в The New Yorker с 1930 по 1960 год. Это была славная карьера — более 2600 рисунков и 117 обложек для журнала. Однако в шестьдесят лет он понял, что хочет чего-то нового. Поэтому взялся писать детские книги. Причём довольно продуктивно. До 90 лет он успел написать тридцать детских книг, которые имели коммерческий успех. Неплохо для старичка, не правда ли? Но нас интересует вышедшая в 1990 году небольшая (всего тридцать две страницы) сказка "Шрек!".

Именно в ней зелёный огр получил своё имя. По одной из версий, оно происходит от слова shreklekh, которое переводится с идиша как "ужасный". Учитывая, что сам Стейг происходил из семьи польско-еврейских мигрантов, вполне рабочая версия.

Однако мультфильм "Шрек" не точная адаптация книги Стейга. По сути, оттуда взяли лишь общую концепцию: отвратительный монстр, типичный антигерой оказывается смелым и благородным, способным на любовь, и получает в конце принцессу, пусть тоже отвратительную, но тоже способную на любовь. Кстати, осёл в книге тоже был.

Выбиваем дверь в анимацию

Один из основателей DreamWorks – Джеффри Катценберг был председателем совета директоров The Walt Disney Company и ушёл оттуда со скандалом. Назло бывшим коллегам он вписался в авантюру с собственной студией мультипликации и твёрдо решил, что никогда его произведения не будут похожи на то, что делает Disney. И в целом так оно и выходило до определённого момента.

Начнём с персонажей мультфильма, которые играют на контрастах. Никогда не задумывались, как так достаточно мерзкий и грязный персонаж попал в сердечко миллионов людей по всему свету? Ну на то есть масса причин. Во-первых, деконструкция жанра. Дебютная картина в сценарном плане идёт очень схематично. По структуре персонаж проходит полноценную арку развития. Он слышит зов приключений, идёт на него, терпит неудачи, меняется и в конце концов приходит туда, откуда всё начиналось. Но уже другим.

А вот с точки зрения мейнстрима нас ожидает слом диснеевской сказки. Основой "Шрека" становится отрицание типичного сюжета мышиной компании: принцесса своим поцелуем не превращает "чудовище" в прекрасного принца, а сама становится на него похожей. Злодеем выступает не страшный дракон (хотя и он, а точнее она, тоже есть), а злой карлик с "комплексом Наполеона". Который хочет захватить власть, но из-за тараканов в голове не может нормально выстроить свою жизнь, поэтому отыгрывается на подчинённых и постоянно терпит неудачи.

Схематичное развитие героя в любой истории выглядит как-то так
Схематичное развитие героя в любой истории выглядит как-то так

Плюсом к обойме главных героев в первом "Шреке" шёл ворох второстепенных сказочных персонажей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не теми, за кого себя выдают. Например, Пиноккио в стрингах, волк, который гоняет в старушечьей ночнушке и читает журнал Pork illustrated. А также милый, но немного кровожадный пряничный человек. Компания — топ!

Женские персонажи тоже полностью переработаны (в сравнении с каноном). Дамочки во франшизе получились крайне нетипичными и революционными для своего времени. Отважная Фиона, которая рвёт лягушек, может помахаться с какими-то мужиками в лесу и спокойно уложить их с вертушки.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvZjQxYzk4OTEtZTEyZC00OGM5LWE2NzAtMjc1NDRhNDVlMDBkLnBuZw

А Фея-крёстная из второй части вообще украла сердечки миллионов своими выходками. Она не была похожа на злую мачеху Золушки и ведьму Малефисенту, а была яркой и современной светской львицей, которая владела фабрикой по производству волшебных напитков. А своим чувством юмора и музыкальным номером покорила зрителей и критиков, регулярно включающих её в топы лучших кинематографических злодеев.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNjczMTBmNDctZDRhYy00MDYyLWI3YjItODYxNmEzZGJhMTFkLnBuZw

Даже звуковое сопровождение подаётся как плевок в сторону мейнстрима. Одни из ключевых мелодий диснеевских картин были написаны специально под фильмы. Что с этим делает первый "Шрек"? Сразу встречает нас песней группы Smash Mouth –– All Star. Мало того что сейчас в вашей голове заиграла строчка Somebody once told me the world is gonna roll me, так ещё и дверь деревенского туалета вылетела ровно в такт. Ну и чем не крупица нашего культурного кода? Вот то-то же. И так было с каждым музыкальным номером в обеих частях мультфильма. Почему мы говорим только про первые две? Потому что последующие части франшизы превратили историю про нашего зелёного хоуми в безликое и непонятное нечто.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNDMyYjk5NzAtN2JmMy00NTM2LThmZTktNzE3NTVmMjBmNTdmLnBuZw

Чем отличаются "Шрек" и "Шрек-2" от последующих частей.

В обеих картинах зелёный огр выставляется неким антигероем. Он не жаждет спасти мир от зла, не пытается покорять сердца принцесс благородными поступками и вообще не лезет туда, куда его не просят. Даже на спасение Фионы он идёт только потому, что на его болота припёрлись все гонимые законом и обществом нелюди. Потому что на болото их сослал карлик Фаркуад (на английском его фамилия пишется как Farquaad — это игра слов, искажение оскорбительного fuckwad (м***к)). В чём мы позже, кстати, убедимся.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvYTk4MmIxMWMtMTg2Mi00MWE3LTgzYzYtYmNmMzcxOTA1OTVhLnBuZw

Что делает Шрек? Идёт разбираться к царьку и выяснять, каким это боком его болото, где он просто чиллил и мылся в грязи, внезапно стало прибежищем для всех сказочных. И Фаркуад говорит, что пересмотрит свою миграционную политику, если зелёный притащит в замок принцессу, которую карлик выбрал суженой. Сделка не очень честная, но Шрек идёт на уступки и выполняет задание только потому, что хочет ЖИТЬ СПОКОЙНО. Ну а дальше вы знаете.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvM2M1OTNiNWQtNjkzNS00MTc0LTk1NTAtMmJlOTJiNmE2NTNjLnBuZw

Вторая же часть нам показывает ту же самую мотивацию ГГ, которому просто мешают жить. Ещё и в человека превратили, чтобы жену забрать. И вот как здесь не крушить-ломать всё, что стоит на пути, чтобы вернуть жилплощадь и с гордостью заявлять: This is my swamp!!!

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvMjA3MTllYWUtNGI4OS00ZmIwLWE3NjgtMTU5YmExMTNjZDM3LnBuZw

"Шрек Третий" внезапно оборачивается драмой об отцовстве. Огр переживает из-за неготовности стать родителем, а отношения с Артуром — наследником королевства, на которого герой хочет свалить управление государством, — выступают метафорой внутренних переживаний персонажа. Ведь он, пытаясь избежать трона, также хочет избежать и тугосерь годовасиков. Владение царством и воспитание детей для него — равносильно страшный опыт. И только пройдя через приключения с Артуром, Шрек обретает себя и заодно готовность стать отцом.

Дети, которые росли на первых частях, повзрослели. Но повзрослело ли вместе с ними ощущение от первых двух картин? Сомнительно… Но мы уже ничего не исправим.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvMDRlNmIyZmEtYTkzYy00YTFlLTgxMmItZjI4YTI4YjI1ZTg1LnBuZw

Семейную тему продолжает "Шрек навсегда", причём делает это очень радикально для анимационного семейного кино. Никакого "жили долго и счастливо" для Шрека не происходит: комфортная жизнь оборачивается адом. Зелёный не способен справиться с проблемами повседневности, и поэтому подписывает договор с Румпельштицхеном, надеясь хотя бы на день вернуться к дикой холостяцкой жизни, зелью с пацанами на рыбалке, чесанию пуза перед волшебным зеркалом и громким "ПУ-ПУ-ПУУУУ" посреди хаты. А в итоге попадает в альтернативную реальность, где он никогда и не спасал Фиону, не имел детей, не знакомился с ослом и Котом в сапогах. Можно ли развернуть драму антигероя в таких условиях? Конечно да! Но создатели решили, что проще идти по протоптанной дорожке.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNmU5MDNlODMtNTJjZC00MmQyLTg0NDgtNzBmZWY5OTc2NDE1LnBuZw

Некоторые критики говорили, что сюжет "Шрека навсегда" отсылает к "Этой замечательной жизни" — классике Голливуда о человеке, которому после неудачной попытки суицида ангел показывает мир, в котором тот вовсе не рождался (и таким образом пытается вернуть протагонисту потерянный вкус к жизни).

Если первый и второй "Шреки" ещё как-то укладываются в сказочный канон, то "Шрек Третий" и "Шрек навсегда" — это две фантастические драмы о кризисе среднего возраста, в которых внешние угрозы лишь отражают внутренние терзания героя. И за это его их и недолюбливают. Плюс потеплевшая гамма в цветах картин, которая вызывала у зрителей некоторую тревожность. Ну такое вот восприятие у людей.

Что забавно, когда Pixar в своих картинах касается взрослых тем, студию за это хвалят. А вот третьего и четвертого "Шреков" критики ругали: мол, детям не будет понятна драма персонажей и вообще зачем она тут нужна, мы хотим смеяться над гэгами и постмодерном. Критики нулевых считали, что картины страдают интонационной несобранностью и чота как-то не клеятся в единую историю. Хотя сейчас бы такое назвали "новой искренностью" и удивились бы, как изящно "Шрек" совмещает, казалось бы, несовместимое. Но имеем что имеем.

Но ведь фильмы всё такие же весёлые?

Ну как вам сказать. Если вы чуть-чуть шарите за поп-культуру и обладаете достаточным вниманием, то первые две части для вас оказались невероятно умелым сборником отсылок ко всему и вся. Начать можно с "Человека-паука" Сэма Рейми и перевёрнутого поцелуя Шрека с Фионой, или спуском Пиноккио на нитке как оммаж на "Миссия невыполнима". Ну или кадр в кадр "Властелин колец". А закончить совсем мизерными детальками вроде пакетика с мятой, которую отнимают у кота, или перечницей, которой нейтрализовали преступников вместо перцового баллона. И они грамотно вплетены в повествование.

1/5
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNWM3ZjkxNDgtMGY3ZS00NDUyLTk2ODYtN2I1YTA2ZTQ1NjlmLnBuZw
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvY2JjYzU2YmItYWIwNi00NWI2LTk2MzEtMDk0ZmI2ZWQ3OGVhLnBuZw
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNjEzNWUyYWEtYWFlYS00YTlkLTg3NDctNzdlOGM0OTBmZTM0LnBuZw
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNmJhODRhMWEtMzJmMS00ODdkLWE2YjYtNWY3ZTA4NWYyMTUxLnBuZw
https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:600:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvMTFkNDIyMjUtZWI1MS00YTdkLTkwNjMtYTIzOGE2OTQ4Y2QwLnBuZw

Авторы показывали нам, что сказочный мир тоже может быть не идеален, и его связь с нашей во многом жестокой реальностью может быть гораздо больше. Даже отсылки к искусству завезли. Если вы внимательно присмотритесь к спальне Фаркуада, то сможете заметить не только шкуру убитой медведихи, но и картину Боттичелли "Рождение Венеры". Однако место богини на полотне занял, видимо, сам лорд, прикрывая интимные места руками, как героиня, но уже не обнажаясь.

Последующие же картины по какой-то причине либо стали отсылать к поп-культу меньше, либо делали это как-то совсем беззубо. Плюс они оказались набором несвязанных между собой смешков, чтобы ваши дети невинно ржекнули в кино, но и этого не происходило. Половина зрителей покидали сеанс, потому что дитяткам становилось просто скучно.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNmJlNDA3ZjktMGZlZC00NDNiLTllM2YtNzMzNTllZTYzZTgwLnBuZw

"Третий Шрек" оказался калейдоскопом событий, крутящимся вокруг героев, который, по идее, должен был сделать мультик более насыщенным. А получилось почему-то вовсе наоборот. Сюжетные детали и ходы вываливаются на голову зрителя как из ящика плохого фокусника. Бах — пошли какие-то деревья. Бах — сумасшедший Мерлин. Бах — к Фионе приехали девчонки. Бах — мамаша пробивает головой стены. Зрелища много, связи и логики — никакой! В результате сюжет опять смотрится лоскутным, этаким набором новелл, а не единым произведением.

Наш любимый огр стал навязчив, многословен, истеричен, показушен, неуверен в себе. Теперь не он делает судьбу, а судьба вертит его как хочет. И да, бесхребетность и конформизм нового Шрека хоть рациональны и понятны, но — в свете первых двух частей — не вызывают ничего, кроме брезгливости. Шрек — больше не герой. А кто тогда тянет сюжет? Очевидно, все остальные персонажи. Создатели захотели расширить пространство для возможных шуток, поэтому гэги появляются везде, где только можно.

Именно массовка в "Шреке Третьем" неожиданно стала играть более значимую роль. Легко можно вспомнить приятный гэг от Пряничного человечка, капитана Крюка, трёх Поросят, Деревьев. Того же Пиноккио, наконец. В то же время главные герои, от которых как раз и ждёшь феерии, молчат. В результате вместо единой пирамиды мы получили её руины, состоящие из наваленных в беспорядке одинаковых кирпичей. Конечно, нельзя сказать, что фильм отвратителен, его всё ещё можно смотреть. Но вот ощущения собранности как-то не получаешь.

Про четвёртую часть мы расписали чуть выше, поэтому возвращаться не будем.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNjdiYzAyZmEtNzNjYy00NWE5LTkwNzAtMWRkOTFjZWQ0MWE1LnBuZw

Что по итогу?

С одной стороны, франшиза пережила примерно тот же самый вектор развития, который достался книгам про Гарри Поттера. С каждой частью в них становилось меньше детских штук и появлялись темы взросления и обретения семьи. С другой же, авторы будто потеряли нерв. Шутки есть, музыка и анимация всё ещё окей, но будто размылись границы конечного адресата, которому был направлен лобовой посыл. Детям неинтересно слушать про проблемы отцовства, а отцам эти морализаторства были как-то не к месту. Ведь когда ты идёшь на "Шрека", ты идёшь на сказку, а не к семейному психологу.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMTEtMTkvNDAxZDg3MTYtYTVkOS00YTZjLThiZGMtYThmMGU2OGFmMDY3LnBuZw

А какие ожидания от пятой части?

Сложно сказать, потому что недавно мы пережили забастовку сценаристов, актёров и вот-вот может разгореться очередной скандал вокруг VFX-студий и аниматоров. Но анонс, а точнее прокатное окно, мы всё же недавно успели получить. Информация о нём утекла от одной из стажёрок в NBCUniversal, которой принадлежит анимационная студия. В своём аккаунте в LinkedIn она написала, что отвечала за идеи для потребительских товаров по двум частям мюзикла "Злая" с Арианой Гранде (первая появится в 2024 году, а сиквел — в 2025-м), четвертой части "Гадкого я" (будет на экранах в 2024-м), а также "Шреку-5". И тут варианта два. Если смотреть на то, как сейчас режут жёсткие места и пытаются угодить всем, — рискуем посмотреть беззубое продолжение. Но при этом мы видим, как картины с перекрученной инклюзивностью терпят крах в прокате и заставляют некоторые студии всё же задуматься над своим поведением. Поэтому любимого великана мы всё же заимеем. Но вот с чем он придёт — пока загадка.

В любом случае скажем спасибо студии за прекрасные два фильма и счастливое детство. Shrek is love! Shrek is life!

А за ошибки тоже надо любить.

Поделиться
MASH ROOM