Редко в Новосибирске встретишь человека, который не знает, что такое "крафтовое пиво". Полки магазинов и баров давно пестрят яркими этикетками пенного с сотнями разных вкусов. А как обстоят дела у соседей?
Мы сгоняли в Академ на фест крафтоваров, узнали, как они работают и что предпочитают в разных регионах Сибири.
"Томский мёд"
Бармен радостно встретил нас в конце зала на втором этаже, по чистому бокалу понял, что он у нас первый. Руководитель медоварни суетливо бегал по залу, без умолку болтал с коллегами и гостями.
Идея создания своего предприятия у Александра Шарабаева и Евгения Лебедева родилась во время обычного разговора на кухне. Отец и дед Жени — пасечники, он — продолжатель семейной традиции. С 2016-го варили на кухне, чтобы познакомить с культурой знакомых, а в 2021-м вышли на большой рынок.
Особенно Саша гордится тем, что всё делают из местных продуктов. Начинали со своего мёда, но позднее пришлось привлекать друзей с пасеками. Ягоды для медовухи закупают тоже в Томской области.
"Самый лучший продукт — берём со своих полей и ни от кого не зависим. Как бы ни сложилась ситуация в мире, вода, мёд и наши ягоды будут вкусны и востребованы всегда".
Есть в работе с местными и другие плюсы — можно представлять свой регион в России, создавать рабочие места. Александр рассказал, что в Калининграде и Владивостоке их узнают. Говорят, что Томск — не только студенческий город, но и место, где варят вкусный мёд.
Из-за санкций крафтовары столкнулись с нехваткой этикеток, но проблему удалось решить быстро.
"Но скажу, что нам от этого стало хуже? Да нет, сталь закаляется только в таких условиях. Мы только крепчали, умнели и становились сильнее. Всем спасибо нужно сказать, кто дал нам такие условия, а то были бы мягкие, плюшевые".
"Барнаульское импортное"
Барнаульский пивовар скромно сидел на подоконнике за розливом, вежливо пригласил к себе и оправдался за хриплый голос. Объяснил, что накануне громко кричал в баре после первого дня феста.
Философия Александра отличается от томских коллег — работает только с зарубежными ингредиентами, чтобы сохранить "фишку крафта". В последнее время с поставками помогает Казахстан.
Говоря о вкусах, Александр заявил, что "каждый город по-своему извращён". Например, красноярцы больше любят медовуху, а новосибирцы — сидр.
"У нас есть напиток "Ред хот сибериан", но это не работает в Барнауле, между прочим. Абсолютно нет разницы. Работает лучше всего локальное. Алтайское что-то. А "Сибирь" не работает. Мы даже на щите пишем "Барнаул — столица мира", и сразу все подходят. Самые извращённые — это Москва и Питер (охотно любят и "сибирские", и "алтайские" нейминги). А Красноярск — они такие, за своё топят: "Мы хотим всё, что с Красноярском связано!" Мы им даже разработали медовуху "Роев ручей".
"Кузбасское брутальное"
Кемеровский крафтер признался, что ингредиенты использует разные: как местные, так и зарубежные. Особых проблем из-за санкций нет, разве что стало чуть дороже.
Пивоварня, которую представляет Иван, плотно работает около года, а восемь месяцев поставляет продукцию в другие регионы. Он гордится тем, что их "Томатку" в прошлом году назвали лучшей.
Вкусы кемеровчан не похожи на сладкие лимонады и смузи. Больший акцент — на брутальные вкусы. Например, копчёности и дымка. Разливает всё суровая девочка за баром.
"Вообще, у нас тяжело в стране с крафтовой культурой. В Кемерово, в том числе, тяжело. Это у вас большой город-миллионник. А у нас ребята-бармены каждый вечер кого-то просвещают. Люди приходят в бар — они не знают, что это такое, зачем это и почему оно кислое или горькое", — рассказал Ваня.
Он много путешествует по стране и признаётся, что культура употребления крафта развита только в больших городах. В остальных пока идёт тяжело.
При этом почти везде есть энтузиасты, которые открывают маленькие бары, просвещают население и мечтают о том, что у них будет нечто большее, чем "живое" или "нефильтрованное".