Вашему вниманию — первое пивное расследование Kras Mash.
Разобрались без пол-литра
Во дворе на Ключевской неспокойно по ночам — там собираются вурдалаки. Дерутся, шумят, мешают спать. Их привлекает яркая вывеска местной разливайки, где алкоголь продают почти 24/7.
По закону так могут только предприятия общепита — обычные магазины должны торговать с 8 до 23, но некоторые предприниматели считают себя хитрее других. Полицейские приходят к ним по наводке добропорядочных граждан, конфискуют зелье, дают административку и выписывают штраф от 10к.
Чтобы очистить дворы от чудищ с перегаром, депутаты ЗС решили запретить разливайкам с пивом, сидрами и другими лёгкими напитками ВООБЩЕ работать в многоквартирных домах. Закон вступит в силу весной будущего года.
Определить плохую разливайку можно не только по плавающему графику (ну, когда продают после 23), но и "чистоте" товара.
С 1 апреля 2024-го всё разливное пиво по закону должно быть промаркировано в системе "Честный знак". Там можно узнать, кто поставщик, когда и где он варил свою красоту, проверить её срок годности. Для этого нужно только просканировать наклейку на кеге в официальном приложении. Проще некуда.
Мы решили проверить, знают ли об этом в разливайках Красноярска. Чтобы не сойти за ревизоров под прикрытием, придумали легенду, будто недавно отравились — вот теперь и осторожничаем. Всё на видео.
Краткое содержание для тех, кому лень смотреть.
Сходили в восемь точек (в Советском, Ленинском, Кировском, Свердловском и Железнодорожном районах). Продавцы каждой заявили, что о "Знаке" не слышали, покупатели о нём никогда не спрашивали. Когда мы объяснили, о каких стикерах речь, в четырёх магазинах дали их отсканировать, еще в четырёх сказали, что всё оторвали и нам лучше поговорить с руководством.
Если представить, что мы с вами беседуем на лавочке, играем в конспирологов и вы спрашиваете, почему не все пивовары отмечаются "Честным знаком", мы бы придумали два варианта:
- Они продают контрафакт и не хотят спалиться. Торговые точки с радостью им помогают — и навариваются на жирной наценке за счёт неоплаченного акциза.
- Пытаются сэкономить. При этом, по данным "Честного сообщества" (там придумали маркировку), стоимость генерации одного кода — 50 копеек с учётом НДС. Как будто не так уж и много, не?
Посидели и хватит. Возвращаемся к нашему расследованию.
Антон — пивовар, по совместительству директор одной из известных разливных. По его словам, ему и так тяжело тягаться с пивными гигантами — ограничения только потянут бизнес ко дну.
Точка Антона работает в минус. Он думает, что если цены вырастут (за счёт учтённого в цене реального акциза?), то покупатели наверняка примут это как факт, потому что дорожает вообще всё. Тем более пиво — продукт не первой необходимости.
"Я как продавец могу сказать, что это [ограничения] максимально неудобно, но, с другой стороны, понимаю: "Честный знак" — это перекрёстное контролирование государством оборота продукции. Мне в этом плане не нравится, что местный производитель страдает, потому что из-за нововведений он должен установить такую цену на пиво, за которую его не будут покупать".
Но чиновники уверены: другого выхода нет. Всё — для порядка.
В Минпромторге нам рассказали, что самые находчивые хозяева разливаек не просто нарушают закон, но натурально косят под кафе или бары — устанавливают 1–2 столика или стойку. Но эти декорации — фальшивка, потому что точки всё равно не соответствуют ГОСТам: 1) не производят продукцию, 2) в отличие от заведений, продают только навынос.
Ну а дальше история про вурдалаков: они собираются вокруг точек, мешают местным, гадят на территории, нарушают закон. Судный день (запрет работы в многоквартирных домах) для них наступит 1 марта 2025-го.
Похоже, за дурно пахнущие наливайки взялись довольно серьёзно. Надеемся, скоро власти разберутся и с немаркированным пенным.
Мы, конечно, за ЗОЖ, высокую рождаемость и низкую смертность, но понемногу переживаем, как бы импровизированные бутлегеры разливаек не довели до сухого закона. А вы?
Поднимем выдуманные бокалы за то, чтобы пивных бестий почаще брали на карандаш. А то нас с добропорядочными гражданами на всех не хватит. Так что наблюдаем.
Но если что — и спросить можем.