Подводим итоги первой фазы контрнаступления Украины
"Сейчас, по пути в Вильнюс, мы получили сигналы о том, что обсуждаются формулировки без Украины. <...> Беспрецедентно и абсурдно — когда нет временных рамок ни для приглашения, ни для членства Украины в альянсе. И когда добавляется какая-то странная формулировка об "условиях" даже для приглашения Украины".
Это слова Владимира Зеленского в преддверии саммита НАТО. Который прямо сейчас проходит в Вильнюсе.
На само мероприятие Зеленский сперва отказывался ехать (видимо, из обиды), затем всё же приехал, но что делать там — толком не понимал.
Ведь его ожидания не оправдались. Как не оправдались и ожидания западных партнёров от украинского контрнаступления. Его обещали весной, его начали проводить летом. Но никаких ощутимых результатов нет. Зато есть сожжённая американская и немецкая техника.
И вот уже США заявляют, что обычных снарядов для Украины не хватает, и приходится поставлять кассетные, а Европа объявляет о дополнительных поставках разных типов вооружений.
Мы решили подвести итоги первой фазы контрнаступления и рассказать, что пошло не так и сколько потеряли украинцы.
Неоправданные надежды
К "контрнаступлению" Украина готовилась долго и тщательно. Сопровождая каждый свой шаг серьёзной медийной кампанией. Для "окончательного удара" у Запада выпрашивались наступательные вооружения. Дальнобойные ракеты, БМП, танки. Украинские бригады тренировались в странах НАТО.
Удары беспилотников ВСУ по Москве и диверсии в Белгородской области подавались как "психологические операции", чтобы сломить моральный дух российской стороны.
Украинские официальные лица утверждали, что дойдут чуть ли не до Крыма, и призывали жителей республики "бежать".
Очевидно, что такой подход создавал слишком много ожиданий. Как у населения Украины, так и у западного эстеблишмента, ввалившего миллиарды долларов из бюджета своих стран в военную помощь.
Но когда украинские войска 4–5 июня начали наступать, то оказалось, что никакого рывка не получается. И слишком высокие неоправданные надежды начали рассыпаться на глазах. Вызывая тем большее разочарование, чем сильнее был пиар.
А что случилось?
Обратимся к аналитике Центра стратегических и международных исследований. Там называют главной причиной — слишком эффективную линию обороны, которую успела выстроить Россия на линии боевого соприкосновения.
Чтобы изменить баланс между нападением и обороной в свою пользу, Россия разработала одну из крупнейших оборонительных систем в Европе со времён Второй мировой войны. Она построила линию укреплений протяжённостью около 2000 километров от границы России с Беларусью до дельты Днепра. Полевые работы России включают четыре полунезависимые оборонительные системы.
Из чего эти системы состоят?
Район, который был наиболее сильно укреплён после вторжения 2022 года, — это Запорожская область, за которой следуют Херсонская, Донецкая и Луганская области, как показано на рисунке. Оборонительные системы в каждой области, как правило, строятся из одних и тех же компонентов — рвов, надолбов, траншей и артиллерийских позиций, — каждая из них имеет уникальные характеристики, создающие определённые трудности для украинского наступления.
То есть давайте представим себе ситуацию. Подразделение ВСУ наступает в условном Запорожье — на открытой местности. Для начала технике нужно преодолеть километровые минные поля. Затем — заграждения, которые замедляют мобильность и обнажают самые уязвимые части, условно, БМП. В это время российские войска обстреливают технику. И такие преграды установлены в несколько рядов. При всём этом по ВСУ работают российские лётчики и БПЛА.
Какой итог?
В мае 2023-го советник Зеленского Михаил Подоляк говорил:
Поскольку Россия уже проиграла свою войну с применением обычных вооружений, последствия этого поражения постепенно переместятся на территорию России, и федеральное правительство в конечном итоге потеряет контроль над её территорией.
Сейчас — июль 2023-го.
Министерство обороны России оценивает украинские потери с начала июня в больше чем 26 тысяч военных и 3 тысячи единиц вооружения.
Также уничтожено 1,2 тыс. танков, включая 17 немецких Leopard, ВС РФ с 4 июня уничтожили 43 американские гаубицы М777 и 46 самоходок производства Польши, США и Франции.
По предварительным данным, ВСУ за месяц контрнаступления потеряли около 35% всей переданной Западом техники. Более подробный расклад выглядит так:
Что дальше?
Украинская тактика после очевидной неудачи состоит из двух компонентов. Первый — медийный. Офис президента, с одной стороны, настаивает на том, что "всё идёт по плану", разве что "медленнее, чем хотелось бы". С другой стороны, генерирует новые инфоповоды вроде экологической угрозы после уничтожения Каховской ГЭС или аварии на Запорожской АЭС.
Второй компонент — обвинять в неудачах Запад. Якобы он слишком сильно затягивал поставки помощи, позволив России укрепиться, и вообще до Украины не доехали истребители F-16, а наступать без поддержки с воздуха слишком трудно.
Дорогие коллеги, не кажется ли вам, что новых успехов у нас с вами меньше, чем новых затягиваний в совместных действиях? К сожалению, это так, и в Кремле это видят.
Я благодарен США, которые являются лидерами в поддержке Украины, но я говорил им, как и европейским лидерам, что мы хотели бы начать наше контрнаступление раньше и что нам нужны оружие и боеприпасы для этого. Почему? Потому что если мы начнём позднее, мы будем двигаться гораздо медленнее. Других вариантов, кроме морального шантажа и усиления мобилизации, у Украины не остаётся.
Тем временем на Западе дальнейшая поддержка Украины уже начинает вызывать определённые противоречия.
Так, в недавнем материале издания Politico говорится:
Есть мнение, что Киев готов рассмотреть вопрос о корректировке своих целей, по словам американских официальных лиц, и более скромную цель, возможно, будет легче преподнести как победу.
По словам помощников, велась дискуссия о том, чтобы представить его украинцам как "прекращение огня", а не как постоянные мирные переговоры, оставив дверь открытой для Украины, чтобы вернуть себе большую часть своей территории в будущем. Киеву должны быть предоставлены стимулы: возможно, гарантии безопасности наподобие НАТО, экономическая помощь от Европейского союза, дополнительная военная помощь для пополнения и усиления украинских сил и тому подобное.
Американские журналисты утверждают, что очень скоро Байдена начнут подъедать оппоненты с двух сторон. Сторонники мира за поддержку тлеющего конфликта, сторонники войны за безрезультатную помощь.
О мирном варианте решения конфликта говорят и в Британии. Так, обозреватель The Guardian Саймон Тисделл убеждён: у Зеленского не останется другого выбора. Более того, по его информации, США уже ведут с Россией контакты о решении украинской проблемы.
А чтобы продать поражение украинскому населению, Зеленскому и правда могут предложить механизм "гарантий безопасности". О вступлении в НАТО речь при этом пока не идёт.