Телерадиоведущая Тутта Ларсен — о том, почему не существует "современной семьи", как христианство помогает в браке и почему дети — это лучшие курсы личностного роста, а не обуза.
Гостьей подкаста "Не выходя из комнаты" стала телерадиоведущая, журналистка и многодетная мать Тутта Ларсен. Она рассказала, почему для неё не существует понятия "современная семья", так как её суть остается неизменной веками — это союз мужчины, женщины и детей. Ларсен поделилась своим опытом построения отношений, отметив, что счастливый брак вне христианства построить сложнее, поскольку вера даёт духовную опору и помогает преодолевать кризисы.
Ведущие подкаста Сергей Изотов и Иван Орлов-Смородин обсудили с гостьей, почему в современной культуре не хватает позитивных примеров семьи, как менялось её собственное отношение к браку и детям от юношеского неприятия до осознанного выбора, а также затронули тему специальной военной операции и её метафизического измерения.
1. Почему не существует "современной семьи"
Тутта Ларсен считает, что понятие "современная семья" — это обманка, так как суть семьи не меняется со временем. С точки зрения православного христианства, которому она следует, семья — это союз мужчины и женщины, созданный для продолжения рода, как заповедал Господь. Социальные, идеологические или субкультурные "надстройки" вторичны по отношению к этой основе.
Ларсен определяет семью как союз двух людей, решивших взять на себя ответственность друг за друга и объединиться в единую систему. Появление детей делает эту систему сложнее и требует от родителей становиться взрослыми. Она подчёркивает, что семья — это "союз взрослых людей или хотя бы тех людей, которые согласились, что рано или поздно они взрослыми станут вместе".
Тутта Ларсен также упоминает футуролога Элвина Тоффлера, который предсказывал исчезновение традиционной мононуклеарной семьи (мужчина, женщина, дети). Однако, по её мнению, Тоффлер, как неверующий человек, недооценил, что часть общества будет продолжать держаться за традиционные ценности, видя в семье единственную возможность выжить.
2. Как негативный опыт помогает построить счастливую семью
У самой Тутты Ларсен не было примера счастливой семьи в детстве, что заставило её искать свой путь к пониманию брака "от обратного". Её родители развелись, а брак дедушки и бабушки, хоть и продлился 65 лет, был наполнен взаимными терзаниями. Ведущие подкаста, Сергей Изотов и Иван Орлов-Смородин, также признались, что у них не было счастливого семейного опыта.
Ларсен отмечает, что её понимание семьи сформировалось через приход к вере и осознание своей роли как женщины, которая должна стать женой и матерью. Она считает, что без выполнения этой "биологической программы" жизнь женщины может казаться неполноценной, даже если она состоялась в профессии и обществе.
При этом она подчёркивает, что нельзя обвинять родителей в том, что у них не получилось создать счастливую семью, так как их поколение, "дети войны", само не имело позитивных примеров и создавало семьи вопреки обстоятельствам.
3. Почему счастливый брак сложнее построить вне христианства
Тутта Ларсен убеждена, что счастливый брак сложнее построить вне христианства, так как без духовного родства непонятно, ради чего оставаться с человеком, который со временем начинает раздражать и не оправдывает ожиданий. Она приводит в пример свой проект "Счастливы по-разному", где 90% героев — верующие, воцерковлённые люди, проходящие через серьёзные жизненные испытания, но сохраняющие семьи.
Ведущие отмечают, что в современном обществе, особенно в мегаполисах, брак часто воспринимается как светский договор, совокупность обязательств, а не полноценный духовный и эротический союз. Ларсен называет такой подход "ЗАО Семья", где супруги выступают как менеджеры семейного предприятия.
Ларсен делится своим опытом 17-летнего брака и признается, что без веры ей было бы сложно объяснить себе, зачем продолжать сложные отношения. Она приводит слова одного священника о том, что "христианский брак — это не двое, а трое: мужчина, женщина и между ними Христос". Это, по её мнению, меняет оптику и не позволяет относиться к супругу потребительски.
4. Какие "редфлаги" в отношениях нельзя игнорировать?
Несмотря на важность сохранения брака, Тутта Ларсен выделяет несколько ситуаций, когда выход из отношений может быть оправдан и даже необходим. К таким "редфлагам" она относит нежелание партнёра бороться с зависимостью, систематические измены и любое проявление насилия — физического, психологического или экономического.
Она подчёркивает, что если в семье есть дети, то родители несут за них ответственность. Продолжать воспитывать детей в дисфункциональной семье, где есть насилие или зависимости, — значит вредить им. В таких случаях, по её словам, иногда действительно лучше выйти из отношений, это безопаснее для всех участников.
Однако Ларсен считает, что такие критические ситуации встречаются реже, чем кажется. По её мнению, чаще всего люди расстаются просто от того, что они не справляются со своими эмоциями, со своими ожиданиями друг от друга и просто не хотят быть взрослыми людьми и брать на себя ответственность.
5. Почему идея "комфортных отношений" — это инфантилизм
Тутта Ларсен называет утопией и "детским садом" стремление оставить в отношениях только комфортную часть, сепарировав весь дискомфорт. Она считает такой подход инфантильным, сравнивая его с представлением о том, что "принцессы не какают". В реальности, по её словам, партнёр — такой же немощный человек с недостатками, которые придётся терпеть всю жизнь, как и ему — ваши.
Она советует в случае конфликтов переключать фокус с партнёра на себя и анализировать свой вклад в произошедшее. По её мнению, это обоюдная работа, и если её не делать, то проблемы никуда не денутся. Уходя от них, человек просто переносит их в следующие отношения.
Ларсен подчёркивает, что всё сказанное — это исключительно её личный и субъективный опыт. Она напоминает, что состоит в венчанном браке, а значит, несёт ответственность за своего мужа не только в земной жизни, но и в вечности, что накладывает особые обязательства.
6. Как менялось отношение Тутты Ларсен к семье: от "драма-квин" до целомудрия
В юности Тутта Ларсен считала, что настоящая любовь — это состояние, когда внутри "гиена огненная", и драма в духе Шекспира, когда «больно пипец». Спокойные семейные отношения с детьми, домиком и бытом казались ей "страшно скучными". До 25 лет она была уверена, что у неё никогда не будет детей, так как считала, что с их рождением её собственная жизнь закончится.
Переломным моментом стал трагический опыт первого брака, который закончился болезнью и "практически смертью". Этот опыт драмы, к которой она так стремилась, заставил её пересмотреть взгляды. Она пришла к выводу, что зрелые и здоровые отношения — это "царский путь", нечто сбалансированное, основанное на умеренности и трезвомыслии, которое в церкви называют целомудрием.
Первые позитивные мысли о материнстве появились во время беременности в 25 лет. Ларсен поняла, что жизнь не заканчивается, а становится гораздо интереснее. Это открытие так её поразило, что она создала передачу "Мама MTV", чтобы поделиться этим со зрителями.
7. О трансформации взглядов: от революционера к консерватору
Тутта Ларсен соглашается с афоризмом о том, что "если в 18 лет вы не были революционером — у вас нет сердца, а если в 40 не стали консерватором — у вас нет разума". Она считает абсолютно логичным, что человек, бывший бунтарём в юности, к 50 годам становится многодетной матерью, посещающей церковь. По её мнению, было бы странно и требовало бы лечения, если бы в 50 она оставалась такой же, как в 18.
Сергей Изотов возражает, что некоторые артисты, например, Noize MC*, сохраняют бунтарскую позицию и во взрослом возрасте. Ларсен на это отвечает, что как раз в творчестве Noize MC* видит "глубоко русского человека", и в этом заключается его трагедия. Она выражает сожаление по поводу талантливых людей, которые, на её взгляд, не стали взрослыми и не стали зрелыми.
Гостья подкаста отмечает, что после начала специальной военной операции многие умные и эрудированные люди повели себя незрело, впав в истерику и делая стыдные вещи, как, например, выступление в футболке «Азова»**. Она подчёркивает, что испытывает к ним не ненависть, а "глубочайшую печаль".
8. О позиции уехавших и любви к Родине
Тутта Ларсен не понимает, почему многие уехавшие из страны постоянно критикуют и "оплёвывают" Родину. На аргумент Сергея Изотова, что это может быть позицией "я люблю свою Родину, но не согласен с тем, что в ней происходит", она отвечает резкой метафорой: "Это моя мама, я её люблю, но она пьющая, поэтому я дам денег мужику, который её прирежет в тёмном переулке".
Для неё любовь к Родине — это иррациональное чувство, сродни вере в Бога. Она считает, что унижать свою мать — значит унижать себя, потому что "ты плоть от плоти и кровь от крови". При этом сама Ларсен не считает себя консерватором, а скорее романтиком и бунтарём, и именно это "мтвишное" желание найти истину и справедливость удерживает её в России.
Система взглядов Ларсен во многом определена её происхождением — она родом из Макеевки, и история с Донбассом для неё началась задолго до 2022 года. Её шокирует, что многие люди не знают о событиях, происходивших там с 2014 и даже с 2005 года, и единственный способ узнать правду, по её мнению, — это поехать в Донбасс.
9. О специальной военной операции как о метафизической войне
Тутта Ларсен воспринимает специальную военную операцию не только в политическом или военном, но и в метафизическом ключе. Работая над проектом "Православный щит Донбасса", она общалась со многими людьми, которые убеждены, что там идёт "война с сатаной". По их словам, некоторые действия, например, прицельные выстрелы танка по кресту на храме, выходят за рамки военной целесообразности и имеют духовное измерение.
Начало СВО стало для неё личным шоком, так как её отец все эти годы живёт в Донецке. Она вспоминает, как за четыре дня до начала событий они поднимали бокалы за мир в Донбассе, а 24 февраля она не могла встать с кровати от осознания произошедшего. Однако со временем пришло понимание, что других вариантов, к сожалению, не было.
В первые дни, находясь в растерянности, она написала игумену в Оптину пустынь и получила совет: "Предать всё Господу и молиться". Это помогло ей осознать, что глобальные процессы от неё не зависят, а её задача — помогать, воспитывать детей и поддерживать свою страну, как она может.
10. Стоит ли рожать детей в современном мире?
На вопрос, стоит ли рожать детей в мире, полном страданий, Тутта Ларсен отвечает, что человек не вправе отказывать другому в появлении на свет. Если ребёнок зачат, то избавиться от него — это убийство, так как "его Господь уже прислал". Воздерживаться от деторождения из-за страха перед миром она считает трусостью и недоверием Богу, отмечая, что мир всегда был страшным и ужасным, но это не мешало человечеству размножаться.
Ларсен убеждена, что дети — это "лучшие курсы личностного роста" и бесценный опыт, без которого человек рискует остаться эгоистом и глубоко несчастным. По её словам, ребёнок рождается со всеми ответами на вопросы того, кто ты. С появлением ребёнка, считает она, приходится становиться взрослым, учиться брать ответственность, принимать, прощать, терпеть и любить.
Ларсен приводит в пример знакомого, который перевёз семью в Скандинавию, чтобы о них позаботилось государство, но ей такой путь неинтересен. Она считает, что если сегодня о её детях заботится государство, то завтра, когда ей понадобится их забота, они ответят ей тем же.
* признан иноагентом в РФ.
** террористическая организация, запрещённая в РФ.