Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Медиатехнолог Агранович — о сериалах "Мобилизация" и "Резервисты", молодёжи и смыслах, которые меняют Россию

Медиатехнолог и член Общественной палаты РФ Екатерина Агранович обсудила в подкасте "Не выходя из комнаты" сложные вопросы медиаменеджмента и культурной интеграции новых российских регионов.

Подкаст "Не выходя из комнаты" с Екатериной Агранович
Подкаст "Не выходя из комнаты" с Екатериной Агранович
Следите за нашими новостями в удобном формате
Mash.ru вПерейти в Дзен

Современные медиа — не просто инструменты влияния, а пространство смыслов, где формируется новая идентичность. В подкасте "Не выходя из комнаты" Сергей Изотов и Иван Орлов-Смородин беседуют с Екатериной Агранович — медиатехнологом, общественным деятелем и создательницей проектов в Донецкой Народной Республике.

Агранович рассуждает о том, как медиа формируют общественное восприятие войны, культуры и патриотизма, и почему Донбасс становится новой точкой роста для российских креативных индустрий.

1. Кто такой медиатехнолог и почему важно переосмыслить профессию

Екатерина Агранович призналась, что сменила своё "амплуа" с медиаменеджера на медиатехнолога, чтобы "означить себя более широким пространством смыслов". Медиаменеджмент, по её словам, подразумевает управление уже существующими медиа.

По словам Агранович, медиатехнолог — это человек, который использует медиа как инструмент для реализации идей, а не просто управляет процессами, либо продаёт свой навык другим людям.

Статус члена Общественной палаты Российской Федерации придаёт сил и помогает ей, как "тревожному человеку", ассоциировать себя с чем-то конкретным, избавляя от необходимости постоянно придумывать, "кто я, что я".

2. Роль Общественной палаты и работа в новых регионах

Общественная палата является органом, который занимается налаживанием взаимодействия между государством и обществом. Её деятельность включает такие проекты, как форум-сообщества, организация дискуссий, общественных чтений и пленарных заседаний.

Кроме того, Общественная палата участвует в нулевых чтениях законопроектов, что позволяет её членам официально подавать комментарии и участвовать в обсуждении ещё не принятых законов.

Екатерина Агранович отметила, что как первый заместитель комиссии по развитию некоммерческого сектора, её ключевая задача заключается во взаимодействии с некоммерческими организациями (НКО) в новых регионах.

3. Конфликт восприятия: почему Курск болит сильнее Донбасса

Агранович подчёркивает, что в российском обществе сохраняется двойственность восприятия СВО: боевые действия есть, но войны нет, а в некоторых городах, например, в Москве, ничего не происходит. При этом используются символы Великой Победы, что создаёт некий когнитивный диссонанс.

По мнению Агранович, воспринять новые регионы как часть России и переживать их проблемы так же, как вторжение в Курскую область, равносильно признанию полномасштабных боевых действий, что для многих означает "очень большой слом жизни". Люди склонны оттягивать это признание в своих головах.

Отношение к ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областям отличается от отношения к тем же Белгородской или Курской областям, хотя со временем эта разница нивелируется. Эти проблемы являются вопросами восприятия и выбора.

4. Две реальности — Донбасс и Москва

Екатерина Агранович поделилась личным конфликтом, связанным с жизнью на две реальности: она с 2022 года проводит половину времени в ДНР, а другую половину — в Москве. Эта контрастность создаёт ощущение "двух абсолютно разных реальностей", как в сериале Westworld, где непонятно, "что точка отсчёта, что норма".

Она отметила, что даже её отец, воюющий человек, приезжая в Москву, сидит на тех же верандах, что и другие. Для преодоления этого разрыва необходимы "проактивные стенания".

Агранович подчеркнула, что необходимо скопировать всю развлекательную медиа-инфраструктуру, которая существует у людей других взглядов, и полностью сделать её "нашей". Смелость сегодня заключается в том, чтобы "смешивать эти реальности".

5. Кинематограф Донбасса: от "Мобилизации" до "Резервистов"

Екатерина Агранович и её брат активно занимаются кинематографом на Донбассе, создавая как малобюджетные (сериал "Мобилизация"), так и более масштабные проекты ("Резервисты"). Однако они столкнулись с проблемой дистрибуции: многие стриминговые платформы не берут их работы, ссылаясь на то, что это "малобюджетные сериалы" из Донецка.

Она и её брат приняли решение снимать развлекательный контент в ДНР, поскольку задача кинопроизводства теперь состоит не в объяснении событий, а в "бытовой интеграции новых регионов в Россию". Через год после начала работы главная задача — создавать развлекательный контент, где ДНР является лишь фоном.

Одним из таких проектов станет драмеди "Помчали". В нём два героя (режиссёр и актёр) едут по восстановленным городам ДНР, а фоном их роуд-муви является обсуждение фильма, который они хотели бы снять, чтобы прославиться. Это будет комедия, рефлексирующая о патриотическом контенте.

6. Региональный контент и онлайн-кинотеатр

Из-за трудностей дистрибуции и монетизации Агранович решила создать собственную платформу для фильмов, так как это "вообще недорого". Основные затраты, по её словам, требуются на закупку базы фильмов.

Так рождается идея региональных онлайн-кинотеатров — инфраструктуры, где регионы смогут развивать собственный медийный язык и экономику.

7. "Новая донбасская искренность" как культурный феномен

Екатерина Агранович ввела понятие "новой донбасской искренности", описывая особенности местного кинематографа. Она сравнила донбасскую актёрскую школу со школой Станиславского, где актёр должен правдоподобно передавать истину страстей.

По ее словам, "новая донбасская искренность" заключается в том, что профессиональные актёры играют то, что сами пережили, делая контент настолько настоящим, что зрители узнают в нём себя. Это способ дать человеку из новых регионов "представленность в культуре".

Агранович отметила, что молодёжь ДНР, с которой она работает, — это те, кого не нужно дополнительно заинтересовывать в патриотизме. Она также назвала примеры аутентичного творчества, появившегося после начала СВО, — владивостокская группа "Русский Строй" и группа "Ледоход".

8. Работа с молодёжью в новых регионах и социальные лифты

Екатерина Агранович рассказала, что активно сотрудничает с Министерством молодёжной политики, продвигая проекты в ДНР, включая дизайн-студию и проект "Инфошкола". Она стремится создавать социальные лифты, чтобы противодействовать оттоку креативных людей в большие города.

Работа с молодёжью в Херсонской и Запорожской областях имеет свою специфику, учитывая, что до 2022 года там доминировал украинский нарратив. В таких регионах, где школы нет и наступает "вакуум", лучше всего работает вовлечение молодёжи через простое обучение, когда им дают "какие-то плюшки" — интересные лекции, семинары или возможность работать в медиа.

Молодёжная политика, по мнению Агранович, стала серьёзным вопросом в России только после начала мобилизации, когда возник конкретный запрос на силовую поддержку и набор добровольцев.

9. Создание панк-проектов и технические законы креатива

Гостья подкаста рассказала, что для создания креативных проектов, включая патриотические и "панк-проекты", необходимо учитывать несколько технологических факторов. Она подчеркнула, что многие творческие люди, которые получают гранты от различных институтов развития (например, ПФКИ или президентские фонды), часто сталкиваются с нехваткой навыков проектного менеджмента.

Агранович выделила четыре ключевых фактора для создания креативов: наличие идеи, эмоционального зерна, "локомотива" (того, к чему присоединяется проект) и подходящей формы (подражание), что обеспечивает сонастройку с миром. Успех зависит от способности понимать, как работают интернет и человеческая психика.

Она подчеркнула, что панк-проект должен быть сделан с "тонко выдержанной гранью между красотой и уродством", то есть он должен обнажать социальную проблему, но при этом предлагать решение и не вредить государству.

10. Философия противостояния и цикличность истории

В контексте глобальных тенденций к трансгуманизму и фрагментаризации Екатерина Агранович считает, что Россия имеет уникальное положение. Она предположила, что Россия оказалась способна противостоять глобальным тенденциям из-за того, что является "чуть более архаичной" и отстаёт от Запада примерно на 30 лет в плане состояния общества.

Этот временной лаг, а также вера, русская литература и философия (например, Шпенглер, рассматривающий цикличность истории) дают России возможность "оглянуться по сторонам" и понять происходящее.

Агранович, цитируя Андрея Коробова-Латынцева, отмечает, что ДНР, которая жила в будущем, "стала настоящим для всех". Она заключила, что все идеи о том, как должно быть, берутся из "бессмертного проекта обретения своего детства" (как в Советском Союзе), но необходимо выстраивать новый путь, который станет назиданием, а не панацеей, поскольку ничто не является панацеей для государства.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Mash Room
Mash Room
Mash Room
Mash Room
Mash Room
Mash Room
Mash Room