Выберите свой Mash:
Москва. Федеральный
Санкт-Петербург
Донбасс
Владикавказ
Екатеринбург
Иркутск
Казань
Калининград
Краснодар
Красноярск
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Севастополь
Уфа
Хабаровск
назад

Дневник кругосветного путешественника из Сибири: как выжить после кораблекрушения

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:450/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDUtMDgvZDhhMjU1YmQtN2YxMi00ZWZmLWEyZWItMGNiN2RmZTk1Yzk0LzAxNjc3YTVhLTkyNDAtNTYxMC1iMWQwLWQ2ODJkYTVhODIyNC5qcGc
Следите за нашими новостями в удобном формате
Mash.ru вПерейти в Дзен

Евгений Ковалевский — исследователь, учёный. Он совершил более ста походов и экстремальных путешествий. В начале июля 2021-го отправился с экипажем (ребята из Томска и Новосибирска) в кругосветку, а 16 марта этого года попал в сильный шторм около берегов Чили.

Судно шло против сильного ветра 12 часов, волны достигали трёх метров. Управление не слушалось из-за сломанной рулевой коробки и погнутого винта. Команда подала сигнал бедствия. Панамский корабль Sounion нашёл сибиряков спустя 5 часов и забрал всех.

Евгений записывал каждый шаг в дневник. Исследователь рассказывает, как они выживали после аварии на острове Пасхи и познакомились там с великодушными жителями, которые помогли продолжить трип. Погружение в удивительный, но опасный мир через 3, 2, 1…

17 марта

На борту сухогруза "СоЮнион". Вместе с Юлией и Стасом обсуждаем планы продолжения экспедиции в ближайшее время. Вопросов много. Будем работать над ответами.

https://static.mash.ru/unsafe/rs:fit:800:800/czM6Ly9tYXNoL2ltYWdlLzIwMjMtMDUtMDgvMjQyYjAyMGUtMjJlZC00NjY2LTk4NWYtN2E4NTk3ZGZkOGRlL2UzN2JlMGI2LWQ5NGItNWFiYS1hOGQ5LTIxMzVkMjRhNTFjYi5wbmc

22 марта

Юлия, находясь на острове Пасхи, выяснила, что там находится надувной катамаран русского путешественника Дмитрия Трубицына. Дмитрий согласился передать катамаран нашей экспедиции. Мы решили продолжить экспедицию на нём.

27 марта

Прибыл на остров Пасхи. Остров встретил проливным дождём. К сожалению, провести ревизию катамарана не удалось. Остров тоже посмотреть не удалось.

29 марта

Первое впечатление об острове — чисто, тихо, спокойно. Много новодельных монументов типа моайя. Создают энергетически позитивный настрой.

Видел пару настоящих моайя. Они оказались не слишком большие. Огорожены заборчиком, чтобы люди не трогали. Чувствую, что за этим стоит история, но саму историю пока не чувствую.

Завтра продолжим дела: катамаран, съёмка, поиск сварки,  навигационные приборы и др. Первая встреча с катамараном показала, что он в очень хорошем состоянии. Экспедиции быть!

30 марта

Самое важное сейчас была ревизия катамарана.

В первый день моего прилёта на остров Пасхи проливной дождь — не получилось посмотреть катамаран. 28 марта с утра дождь. Едем с Юлей к Руслану. Местный житель молдаванин, женат на рапануйке-полинезийке. Хранит катамаран 8 лет. Катамаран в гараже завален разными вещами хозяина.

До конца дня всё достаём, вынимаем. На первый взгляд, всё цело, неплохо. Надул насосом одну секцию.

Силы кончились. Ищем бесплатное жильё. Стас ждёт результатов, просит замеры труб, рулевых устройств. Их два — на каждом баллоне по одному.

Транцы из алюминия — это однозначно дерьмо. Надо менять на сталь. Рулевые устройства из стали. Задолбал конструктор этой дурацкой парой — сталь и алюминий. Стальные узлы разбивают алюминиевые в океане. То, что работает в спокойной воде да ещё и в пресной, в океане умирает из-за огромных циклических нагрузок и солёности.

Ищем сварочную мастерскую три дня, сталь. На острове нет. Стас покупает сварочный аппарат, ищет сталь, трубы.

Замерили по просьбе Стаса важные размеры в рулевых устройствах, ширина катамарана 4,3 метра. Тримаран был 7*12 метров. Катамаран 4*9 метров, по площади почти в три раза меньше. Для океана это слабовато, но мы думаем, что справимся.  Ищем нормальный интернет.

Здесь только спутниковый.

31 марта

Нашли наконец-то сварочную мастерскую.

Хозяин Карлос Эдмунд родился на Рапа-Нуи, коренной рапануец. Обслуживает все корабли, заходящие на остров Пасхи — Рапа-Нуи. Есть сварка в погоне, гибочная машина, разное оборудование. Согласился нам помочь.

Это суперважно, ибо здесь для наших задач практически ничего нет. А сварка очень нужна — будем менять алюминиевый транец для крепления рулевой коробки на стальной. Рулевых устройств на катамаране два — по одному на каждый баллон. С одной стороны работы и материалов больше, с другой стороны рулится легче, нагрузка на каждый руль меньше, в целом надёжнее.

Сегодня, 2 апреля, на остров Пасхи из Сантьяго прилетел Стас. Общий вес закупленного за неделю оборудования составил 170 кг. В аэропорту Стаса встретили товарищи по команде Евгений и Юлия, представитель морского сообщества Hermandad de la Costa рапануец Линн.

3 апреля

Наконец-то вся команда экспедиции собралась на острове Пасхи. В течение недели мы с Юлей провели ревизию надувного катамарана, предоставленного экспедиции русским путешественником Дмитрием Трубицыным.

Станислав в Сантьяго закупил необходимый металл и трубы, так как на острове Пасхи металла нет.

Меня смущает, что в отличие от привычных мне сварочных систем здесь третий вариант. Обычно сварщики варят либо вольфрамовым электродом с присадочным прутком в аргоне, либо нержавеющим электродом в обычном держаке. У Карлоса Эдмунда проволочный пистолет  с баллоном аргона. Нержавеющая проволока заржавела и не подаётся в пистолет. Карлос меняет кассету с проволокой, включает пистолет, делает первые швы. Мы со Стасом понимаем, что в сварном опыте был перерыв. Спрашиваю, давно ли варил последний раз Карлос Эдмунд. Десять лет назад.

О, боги!

А если нужно сварить надёжно?

"У меня есть знакомый сварщик, колумбиец, — сообщает Карлос Эдмунд. — Правда, стоит дорого".

Надёжность и безопасность стоят любых денег. Через два часа мы в мастерской Даниэла, колумбийца, осевшего на Рапа-Нуи.

Мастерская практически под открытым небом. Даниэл начинает с колумбийского кофе, который высоко оценила наша команда —  Юлия, Станислав и я.

Работаем до темноты. В течение недели соберём катамаран. Далее будет сложность оформления. Название нашего судна Russian Ocean Way трансформируется в Russian Ocean Way — Tion. Tion — это название катамарана Дмитрия Трубицына.

Работа кипит.

5 апреля

Подъём в 7 утра, к 9 едем втроём в город, оставляем Юлию в отеле. Едем в мастерскую Даниэля, колумбийского сварщика. Его на месте не оказывается, но двери открыты. На его полном доступе и доверии берём молоток, кувалду и болгарку.

Едем к Руслану смотреть катамаран и выносить вещи. Перед этим едем в отель и в 9:30 выдвигаемся в порт на место сборки. У Руслана перетаскиваем все части катамарана к выходу с территории. Стас выясняет, что на нём нет крепления для стакселя. Это проблема.

Едем в отель — только там есть Wi-Fi. Стас звонит своему аргентинскому другу Себастьяну и просит посмотреть бывший в употреблении стаксель на карабинах. Я тем временем еду в Rapa Musika, покупаю там две струны и пытаюсь узнать, где на острове можно сделать футболку с логотипом экспедиции. Там меня направляют в Центр Итальяно. Покупаю там только штатив.

7 апреля

Просыпаемся в 7:30, в 9 часов едем собирать катамаран: ставим балки, устанавливаем баллоны. Замечаем, что у нас нехватка болтов для скрепления деталей. Выезжаем кататься по острову в поисках болтов, но ни местные жители, ни наши знакомые ничем не могли помочь. Стали соображать, как быть без болтов, надо найти, чем можно скреплять детали.

8 апреля

День экскурсии по острову Пасхи. На Suzuki местного жителя Норберто мы едем к вулканам и статуям Моаи. В одном вулкане на глубине 200 м мы обнаружили заболоченное озеро. Для местных эти места священные, именно отсюда начался путь народа Рапануи, и местные жители недовольны тем, что их остров международное сообщество называет как остров Пасхи, а не по его классическому названию — остров Рапануи. Нам рассказали много местных легенд, которые ведут свою историю с 17 века.

9 апреля

Сегодня католическая Пасха, проснулись мы в 7 утра. Решили отправиться в церковь и отснять видеоматериал по поводу Пасхи, но перед этим нужно поработать с катамараном. Стас пошёл в портовый домик, где хранились наши вещи, которые туда перенесли рапануйцы, которые помогали перевозить и разгружать всё. И вышел он из него с радостным известием: "Нашлись болты! Ура!"

Решили закрепить этими болтами раму и другие конструкции, которые в этом нуждались.

После такого события направились в церковь, где уже был практически весь остров. У алтаря в церкви распятая мёртвая свинья. После этого мероприятия все местные и мы выдвинулись к священному месту, где раздавали бесплатно еду: мясо свиньи, жареного тунца, сладкую картошку и бананы.

18 апреля

Сегодня важный день — поставили мачту. Дело это волнительное. Приспособлений специальных нет для постановки мачты. Экспромт. Работали всем экипажем 4 человека: трое русо — Евгений, Станислав, Андрей — и Калеб — чилийский рапануй. Клаудия (чилена рапануй), главный редактор рапануйского интернет-агентства, снимала на фото-видео. Будет репортаж.

Доклеили название — теперь оно двойное: Tion – Russian Ocean Way. Сделали фанерную палубу. Купили частично бензин. Ветер обещают сильный, но попутный. Нас волновал вопрос о безопасности в нейтральных водах. Команданте Чилийского ВМФ Родриго, наш большой друг, сообщил нам, что восточнее 101 градуса западной долготы морскую безопасность контролирует Чили, западнее 101 градуса — Франция. Сказал, что мы можем ему звонить в случае необходимости, — он поможет.

24 апреля

Сегодня последний день перед стартом. Переделали кучу дел. Перенесли воду с носа в нос палатки — 8 бутылей по 20 литров. Ещё по две бутыли у входа в палатку, слева и справа. Итого 12 бутылей в палатке. Ещё 13 бутылей на корме, на палубе. Палуба забита бутылями, там же почти у самой кормы спасательный плот, который нам подарил швейцарец Томас. Стас сумел разместить инструменты в полтора кулемана. Ещё два кулемана я забил едой на месяц на 4 человек.

Принесли и подвязали бензин. 4 канистры по 20 литров с правого борта, 2 канистры по 20 литров — с левого борта, две бочки по 50 литров на передней сетке. Внутрь забросали личные вещи, спальники. У входа в палатку два маленьких кулемана — аккумулятор, контроллер, электрические принадлежности. Внутри палатки в носу спасжилеты, кулеман для видеоаппаратуры. По бокам внутри палатки есть карманы для дневников, мелочей, книг.

Днём прибыла Армада Чили — пять офицеров ВМФ, проверять катамаран и наличие необходимого оборудования. Местный носитель древних полинезийских морских традиций Линн Туки Рапа настоятельно порекомендовал больше молчать, чтобы не давать офицерам лишней информации. Вели беседу и показывали оборудование полтора часа мы со Стасом. Включался Калеб, так как он говорит по-испански, а из офицеров только один говорит по-английски.

Вопросы:

— Бинокль есть?

— Нет.

— Анемометр есть?

— Нет.

— Глубиномер есть?

— Нет.

— Огнетушитель есть?

— Нет.

Предъявили SOS-буй. Показали спасательный плот. Долго обсуждали спутниковый телефон. Нас обязывает продемонстрировать работоспособность спутникового телефона "Иридиум". Звоним офицеру, у которого включён такой же "Иридиум". Звонок проходит. Обратный звонок тоже проходит. Спросили, кому мы звоним и даём отчеты. Сообщаем, что каждый день в 8 утра отправляем СМС в Береговой штаб в Сибирь Юлии. Если что-то не так, Юлия организует необходимую деятельность. Юлию знает команданте Родриго и капитан Эстебан. Офицеры довольны нашим объяснением.

Офицеры радостные, что мы с точки зрения безопасности в хорошем состоянии.

Обед приносит в кастрюле Мария Рапануй. Суп-лапша с бобами и тыквой.

Завтра к 8:00 мы на катамаране. Подвесим перья рулей — мы их сняли для того, чтобы подточить, плохо ходят в рулевых коробках.

В 10:00 придут таможня и полиция. Армада поставит печати на выход. Неужели завтра мы продолжим движение…

Намечаем выход на 12:00.

Экспедиция продолжается.

Ура! Ура! Ура!

25 апреля Евгений с командой отправились на Маркизские острова, дальше — Таити, Острова Кука, Фиджи, Самоа, Новая Каледония, Австралия, Бали, Джакарта, Маврикий, Мадагаскар, ЮАР, Атлантика, Северное море, Балтийское море, Санкт-Петербург. В середине 2024 года планируют завершить экспедицию.

ПОДЕЛИТЬСЯ