Собрали самые интересные факты из короткой, но очень яркой жизни легендарной лётчицы Полины Осипенко.
Сегодня 115 лет Герою Советского Союза — легендарной лётчице Полине Осипенко, установившей пять мировых авиарекордов. Родилась она на Украине, в Запорожской области, но участие в беспосадочном перелёте из Москвы на Дальний Восток навсегда связало её с Хабаровским краем.
Из официанток в лётчицы
Полина Дудник (девичья фамилия) родилась в 1907-м в бедной крестьянской семье, где была уже девятым ребёнком. Работала в колхозе, училась в вечерней школе. Затем в Киеве прошла курсы птицеводов и долго заведовала фабрикой в родном селе Новоспасовка. Там она впервые и увидела "железных птиц" — два спортивных аэроплана случайно приземлились в поле. Одним из пилотов, кстати, была женщина. С этого момента Полина и заболела небом — помчалась в Севастополь, в качинскую авиашколу.
Увы, в курсанты её не взяли, но устроили официанткой в столовую. Разнося борщ и котлеты, девушка каждый день слушала рассказы пилотов и уговаривала начальника училища разрешить ей посещать занятия. Поговаривают, однажды туда прибыл Климент Ворошилов — тогдашний нарком по военным и морским делам. Дудник рассказала ему про свою мечту, так и стала на шаг ближе к небу.
"Мам, смотри, как умею"
Лётную школу Полина окончила в 1933-м и попала в Бобруйскую авиационную бригаду. Любовь к высотным полётам случилась сразу — в открытом самолёте она поднималась на пяти-, шести- и семикилометровую высоту. Так случился первый мировой рекорд — около 20 минут на уровне 8804 метров (почти как Эверест).
Вскоре лётчица взяла отпуск и приехала в родное село. Никто — ни соседи, ни родные — не верил, что их Поля кружит под облаками. Тогда Осипенко взяла маму на аэродром и легко выполнила "бочку" и "петлю Нестерова".
В 1935-м её перевели в Московский военный округ, а через год на встрече с руководством страны в Кремле она пообещала летать выше всех девушек мира. Так и получилось. Сначала взяла высоту в 9100 метров, потом взлетела на гидросамолёте с тонной груза на семь километров. Ну а в 1938-м вместе с двумя подругами за десять с половиной часов перелетела из Севастополя в Архангельск. За такие достижения Осипенко наградили двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Курс на Дальний Восток
24 сентября 1938 года командир экипажа двухмоторного самолёта "Родина" Валентина Гризодубова вместе со вторым пилотом Полиной Осипенко и штурманом Мариной Расковой вылетела из Москвы на Дальний Восток. В районе Красноярска связь с ними пропала — машина обледенела, аппаратура начала барахлить. Было решено садиться в Комсомольске-на-Амуре, но долететь не получилось — кончилось горючее. Раскова по приказу прыгнула с парашютом. Через несколько минут лётчицы приземлились в болотную марь у реки Амгуни в Кербинском районе.
Не пострадали, но об их местонахождении никто не знал. На поиски вылетело 50 самолётов, в тайгу выдвинулись десятки отрядов на лошадях, оленях и даже пешком. Тогда же в небе столкнулись два судна — на одном была команда десантников с врачами. Погибло 16 человек.
"Родину" обнаружили только 4 октября. Марина добралась до самолёта 6-го. В селе девушек встречали как героев. Да и рекорд засчитали: полностью женский экипаж преодолел маршрут в 6450 километров за 26 часов 29 минут. Всех трёх удостоили звания Героя Советского Союза — первыми из женщин в стране.
Погибла Полина Осипенко 11 мая 1939-го — ей был 31 год. В парном полёте с Анатолием Серовым на высоте 400 метров самолёт вошёл в штопор и разбился. В Советском Союзе объявили траур. Похоронили лётчиков в Москве, у Кремлёвской стены. Урны с прахом несли Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов.
10 июня 1939-го указом Президиума Верховного Совета РСФСР Кербинский район переименовали в район имени Полины Осипенко.